Карьера без барьеров: лучшие кейсы от спикерок SHE Congress 2021

В чём заключается концепция новой корпоративной ответственности и какие стратегии внедряют компании, чтобы приоритизировать интересы и потребности сотрудников? Какая она — карьерная траектория современной женщины и сказывается ли возраст на карьере? Можно ли найти баланс между семьёй и карьерой?

Об этом на конгрессе SHE Congress 2021 рассказывали предпринимательницы и руководительницы топовых компаний, которые смогли построить и успешную карьеру, и семью.

«Мамы – это сверхлюди»: почему семья может стать козырем в построении карьеры

Материнство – это козырь. Женщина, у которой есть ребёнок, обладает скиллами, которых зачастую нет у мужчин:

«Эти люди могут совмещать кучу заданий. Они умеют радоваться маленьким победам: ребёнок сказал: «Мама!» — и всё, это кричи от счастья. Эти люди могут разрешить любой конфликт – попробуйте договориться, чтобы ваш ребёнок отдал игрушку другому ребёнку», — объясняет Руднева.

Директорка фонда Елены Пинчук «АНТИСПИД» Ольга Руднева

По её словам, самый большой вызов в жизни женщины – это «не стеклянная скала», а «скользкий пол». Это когда тебе в 45 предлагают должность твоей мечты, а «надо» выбрать семью, потому что ребёнку-подростку и родителям почтенного возраста нужно внимание.

«Успех – гендерно-нейтральный, но путь к нему очень зависит от того, какого ты пола. У женщин он сложнее, поскольку мы рожаем детей, ухаживаем за родителями, есть ожидания общества. Последнее от нас до сих пор ожидает, что мы будем опекаться семьёй», — говорит директорка фонда Елены Пинчук «АНТИСПИД» Ольга Руднева.

При этом за последние 50 лет женщины уменьшили количество времени, которое они инвестируют в семью, в то время как у мужчин этот показатель увеличился. Согласно исследованиям, с 1965 по 2011 год мужчины удвоили время на домашний труд с 4 до 9 часов в неделю, а женщины сократили – с 28 до 15 часов.

Работодатели всё охотнее приглашают на работу сотрудниц, объясняя это большей вовлеченностью: женщины быстрее привыкают к изменениям, более открытые и ответственные, готовы больше времени тратить не только на развитие компании, но и на собственный рост. Тренд, когда женщин неохотно берут на работу, в том числе на руководящие должности, почти прошёл. Если ещё 20 лет назад в компании было 90% мужского коллектива, то сейчас эти кабинеты занимают женщины, а распределение должностей стремится к 50/50.

«В компаниях Fortune 500 с большим наличием женщин в бордах (совет директоров – WoMo.ua), более высокие финансовые показатели, более высокий уровень удовлетворённости сотрудников и меньший уровень увольнений. Также смешанные команды, где есть и мужчины, и женщины, характеризуются большим количеством продаж и прибыли, по сравнению с компаниями, где преобладают мужчины», — говорит директорка фонда Елены Пинчук «АНТИСПИД» Ольга Руднева.

Компании должны предоставить ряд условий, чтобы облегчить путь сотрудниц к успеху, т.е. просто уравнять их с мужчинами:

  • гибкость в графике, формате работы;
  • прозрачность в оплате труда мужчин и женщин (согласно исследованиям, сотрудницы получают на 20% меньшую зарплату, чем мужчины);
  • гендерно-нейтральная оценка работы (исследования показывают, что мужчинам на новой должности дают больше ресурсов и меньше требований, чем женщине);
  • выплаты и компенсации родителям, когда женщина уходит в декрет.

Сейчас женщинам приходится соглашаться на glass cliff-должности, поскольку зачастую это единственная возможность проявить себя и попасть на руководящую должность. Простыми словами, женщины соглашаются работать в компании, которая переживает кризис, поскольку мужчины не бегут на эту должность. При этом женщины выруливают эти компании в силу своей настойчивости и ответственности.

«Наняв няню, я не потеряла год своей потенциальной карьеры»

Родить двух детей, получить два красных диплома, огромный опыт в корпоративном управлении и юриспруденции, а потом возглавить компанию по производству вин и основать свою. СЕО и владелица винодельческой компании «46 Parallel Wine Group», а также СЕО «Inkerman Ukraine» Анна Горкун доказала, что это возможно.

Сейчас у неё двое детей в возрасте 13 и 19 лет, одного из которых она родила, учась университете.

«На третьем курсе встал вопрос, что делать: я предложила пойти в академотпуск, но мой муж воспротивился и сказал, что мы наймём няню. Денег на неё у нас не было, но мы решили экономить на всём, лишь бы её нанять. Муж сказал, что она окупится. И няня действительно окупилась – за время, пока ребёнок был маленьким, я закончила два ВУЗа с красными дипломами. На первую работу я вышла сразу после получения диплома – я была международным юристом и меня взяли в компанию «Baker McKenzie», где я получала 850 долларов, что было очень высокой ставкой», — рассказывает она.

СЕО и владелица «46 Parallel Wine Group», СЕО «Inkerman Ukraine» Анна Горкун

Горкун говорит, что её секрет в рациональном распределении времени – в сутках 24 часа, которые можно не тратить впустую. В своей компании она руководствуется принципом «не нужно тянуть людей туда, куда они не тянутся сами».

«Я в компании даю всем развиваться в разных направлениях, если у них есть желание. Я не буду строить их карьеру вместо них и держать на должности человека, который не хочет развиваться. Каждый человек, приходящий даже на начальную должность ресепшиониста, знает, что через полгода ему необходимо уйти с должности, потому что это стартовый уровень», — рассказывает СЕО и владелица «46 Parallel Wine Group» Анна Горкун.

Она считает, что девушкам не нужно создавать «особые» условия – нужно просто равенство. В их компании и у сотрудников, и у сотрудниц одинаковые условия как по зарплате, так и по условиям и декрету, в который могут пойти как женщины, так и мужчины.

«Мы предложили беременной сотруднице остаться в команде, но она отказалась и ушла в декрет. За ней остаётся место, пока она в декрете, но есть чёткое понимание: если она выйдет на работу, пробыв в декрете больше нужного срока – не факт, что работа будет её ждать, поскольку есть другие кандидатки», – рассказывает владельца винодельческой компании.

«Мне было труднее строить карьеру, из-за того, что я женщина»

Сейчас Юлия Завалишина – директор по корпоративным и юридическим вопросам международной табачной компании «Imperial Brands», которая считается четвертой в мире по величине. Но раньше она лично столкнулась, со стереотипами, мешающими женщинам строить карьеру.

«Где-то 15 лет назад я устраивалась на работу и мне отказали. Сказали, что мне 20+, я уйду в декрет и компания меня потеряет. Моим конкурентом был мужчина. Его взяли. Это меня подстегнуло, я начала ещё больше работать, развиваться. Вышла замуж, родила ребёнка – в декрете никогда не была, поскольку была няня и моя мама, которые занимались воспитанием», – рассказывает нынешняя директор по корпоративным и юридическим вопросам.

Во второй раз с дискриминацией Юлия столкнулась, будучи успешной и работая в международных компаниях. Лет 8 назад их компания представляла проект в стране, где царили патриархальные взгляды:

«Нас приглашают презентовать проекты – я захожу в кабинет и понимаю, что помимо секретарши, я – единственная девушка. В результате наш кейс выиграл и нас позвали на ужин. Ко мне подошёл один из наших конкурентов и сказал, что мы выиграли потому, что на презентацию отправили меня – девушку. Тогда меня это ещё больше подстегнуло – ведь я не спала три ночи и усердно готовилась, чтобы добиться такого результата. Гендер тут ни при чём», — говорит Завалишина.

Директорка фонда Елены Пинчук «АНТИСПИД» Ольга Руднева (справа) и директор по корпоративным и юридическим вопросам «Imperial Brands» Юлия Завалишина (слева)

В их компании господствует принцип разнообразия – в борде 50/50 женщин и мужчин. Кроме того, трудоустроены как 20-летние, так и 60-летние сотрудники. Первые несут новые идеи, вторые – объясняют, опираясь на опыт, почему идея может не сработать и как её усовершенствовать. В компании утвердили модель поведения, согласно которой каждый должен уважать других и создавать ощущение их значимости, независимо от гендера, возраста или национальности.

«Чаще я сталкиваюсь с тем, что мужчины, не имея барьеров в карьере, борются с женщинами за «плюшки»

Chief Public Engagement Officer холдинга TECHIIA Марианна Конина родилась во Львове, где, по её словам, существуют социальные догмы, которые диктуют, как тебе жить – заводить семью, опекаться домашним очагом и не стремиться к карьерной лестнице.

«Я была энергичная, но постоянно себя останавливала, чтобы люди меня одобряли. В 24 года я переехала в Киев и поняла, что здесь можно жить по-другому, и к женщине в бизнесе относятся иначе. У меня были ситуации, когда мне отказали в приёме на работу из-за моего пола, но в другой компании меня приняли. Я получила два высших образования, вышла замуж, родила ребёнка и думала, что буду три года в декрете, но не сложилось, поскольку денег мужа не хватало на достойный уровень жизни для троих человек. Тогда я поняла, что тоже игрок, и вышла на работу», – рассказывает Конина.

Chief Public Engagement Officer холдинга TECHIIA Марианна Конина

Chief Public Engagement Officer холдинга TECHIIA считает, что нельзя говорить о карьерных барьерах для мужчин, поскольку барьеров не существует.

«Чаще я сталкиваюсь с тем, что мужчины, не имея барьеров в карьере, борются с женщинами за «плюшки», более высокую зарплату, должность. Пытаются спихнуть неудачи на женщин. То есть прямо им не закрывают доступ к построению карьеры, но такая политика мешает. Я работаю в мужском коллективе. В нём комфортно работать, но тогда, когда ты учитываешь, что есть определённые правила, иерархия. Приходя в такой коллектив, свои границы нужно отстаивать», – говорит Марианна Конина.

Раньше существовал стереотип про «женские профессии». Согласно этому стереотипу, женщине в бизнесе делать было нечего, а уж тем более в IT. Тем не менее согласно статистике, отрасль теряет 4% ВВП из-за недостаточного количества специалистов-женщин. Сейчас в этой отрасли работает более 200 тысяч IT-специалистов, если к ним добавить такое же количество специалисток, то ВВП в отрасли можно было бы увеличить с 4 до 8%.

В холдинге TECHIIA пока только одна женщина в борде Людмила Ткач-Ключник – однако уже с её приходом начались изменения. Например, декретный отпуск распространяется на всех, а не лишь на женщин. Теперь это не «maternity leave» (отпуск после родов – WoMo.ua), а «рaternity leave» (родительский отпуск – WoMo.ua). Компания оплачивает три месяца декрета, а дальнейшие выплаты – по договорённости с руководителем.  Также можно совмещать офлайн и онлайн работу, в офис можно приводить детей и домашних животных, а график позволяет отлучаться по необходимости.

Chief Public Engagement Officer холдинга TECHIIA Марианна Конина считает, что перспектива за органическим внедрением гендерного баланса, при этом компании необязательно это декларировать, главное – внедрять.

«У меня трое детей, я ни разу не была в декрете и всегда занимала руководящие должности»

Директор по корпоративным коммуникациям медицинской сети «Добробут» Елена Зубарева — счастливая мать троих детей, которые совершенно не помешали ей построить карьеру. Более того, её младшую дочь узнают пограничники, но об этом – чуть позже.

«Забеременев первым ребёнком, я решила, что не уйду в декретный отпуск, а буду постоянно развиваться. Окончив университет и родив дочь на пятом курсе, я сразу вышла на работу – ребёнком занималась моя мама, за что ей огромное спасибо. Во время второй беременности я была начальником отдела и уже переговорила с директором. Сказала, что не хочу уходить в декрет и хочу продолжить проект. Поскольку директор был во мне заинтересован – мне создали условия для работы, благодаря чему я пробыла в декрете две недели. Я могла отлучаться с работы, некоторые проекты вела из дому. Никакого дисбаланса в семейной жизни и работе не было», — рассказывает Зубарева.

Директор по корпоративным коммуникациям медицинской сети «Добробут» Елена Зубарева

Во время третьей беременности она работала в украинской компании на руководящей должности, и ситуация развивалась практически так же: компания позволила привозить ребёнка на работу, брать дочь в командировки.

«Мы ездили через блокпосты в Мариуполь, и когда моей дочке было 7 месяцев, на блокпостах её стали узнавать и говорить: «Как выросла ваша Алиса», — рассказывает директор по корпоративным коммуникациям медицинской сети «Добробут» Елена Зубарева.

Сейчас в компании, где она является директором, в топ-менеджменте 5 женщин и 5 мужчин. По её словам, баланс в руководящем поле важен, при том, что 70% сотрудников в медицинской сфере – женщины. Это мировая статистика, которая также говорит, что к 2030 году не будет хватать 18 млн медицинских специалистов. Исправить это можно, привлекая мужчин в медицинскую сферу.

«Специалистов не будет хватать, поскольку есть экономический рост, который приведёт к тому, что женщины не захотят приходить на должности среднего звена. Единственное, что может спасти ситуацию – гендерный баланс, если мужчины захотят приобщаться к медицинскому делу. Более привлекательными для мужчин, конечно, являются руководящие должности. Женская история обычно заканчивается на уровне доктора или заведующей отделением. Нужно разобраться, как это поменять», — говорит директор по корпоративным коммуникациям медицинской сети «Добробут» Елена Зубарева.

Она считает, что гендерную квоту надо обязательно вводить в правительстве, поскольку в других сферах нет жёсткого дисбаланса между количеством сотрудников и сотрудниц.  Украина постепенно приближается к гендерному равенству на руководящих позициях. 

Панельная дискуссия «Безбарьерная карьера» на SHE Congress 2021

Для того чтобы обеспечить такое равенство, компании внедряют гендерную политику: вводят гибкий график работы без фиксированного рабочего дня; дают возможность декрета для мужчин и женщин; возможность дистанционной работы; поддерживают людей в декрете, которые продолжают работать; создают отдельные зоны для тех, кто пришёл на работу с ребёнком; нанимают психологов, чтобы сотрудники провести психологическую сессию.

Важно, чтобы в борде было равное количество мужчин и женщин, поскольку тогда проблема рассматривается не в плоскости 180 градусов, а под углом 360 градусов. Также важно возрастное равенство — новички, которые будут продвигать идеи и «старички», которые имеют опыт работы в компании. Также в борде должен быть человек с «непрофильным» образованием для вашей компании. Смысл в том, что чем разношёрстнее будет орган управления, тем больше вероятность, что при анализе проблемы будет достигнут оптимальный вариант. И не забывайте, что уже сейчас треть мирового богатства находится под контролем женщин.

Автор: Ярослава Жуковская