«Киев интересного человека» с Георгием Коваленко

Удивительное путешествие с православным священником

Киев. Шумный, большой… Столица. Но среди всеобщей суеты у каждого ее жителя наверняка есть место, куда он готов приезжать, когда хорошо и когда плохо, и просто так, погулять по любимым улочкам. Это своеобразные места силы, дающие энергию для жизни, умиротворяющие.

Сегодня со «своим» Киевом нас знакомит православный священник Георгий Коваленко, или как его привычнее называть, Отец Георгий, участник Инициативы «21 ноября», отец пятерых детей. Мы проедем по городу и посмотрим на него так, как видит его он.

Остановка первая: София Киевская

София – это духовное сердце Киева и, наверное, наша самая главная святыня. Для меня это место особое, не только потому, что я священник. Есть что-то необъяснимое в выборе любимых мест. Я приходил сюда, еще когда учился в университете (философский факультет КНУ им. Т.Г. Шевченко – прим. ред.), просто как в храм премудрости, ведь София – это еще и мудрость. Мне всегда нравилась надпись вокруг Оранты «Господь посреди нее». С одной стороны имеется в виду Божья Матерь, выносившая и родившая Христа, а с другой – Киев в целом, Господь здесь. Я всегда стремлюсь сюда – когда есть возможность, когда приезжает кто-то из друзей… Даже когда моя старшая дочь венчалась с мужем в Кирилловской церкви, потом мы приехали сюда. Есть еще одна причина, связывающая меня с этим местом. Мне посчастливилось иметь отношение к возрождению почитания Ярослава Мудрого как святого. Я нашел свидетельства того, что раньше он был в святцах и пришел с этим к Митрополиту Владимиру, и он дал добро на восстановление почитания. И теперь в наших святцах снова есть святой благоверный князь Ярослав Мудрый. А ведь тут, в Софии, его саркофаг, тут были его мощи. В следующем году будет как раз тысячелетие с начала его княжества. Тысячу лет назад он стал князем и закончил строительство храма Софии Киевской. Сейчас это исторический памятник, здесь не совершаются богослужения, лишь иногда праздничные служения с участием президента, молебны, но постоянного богослужения нет. Наверное, потому что мы еще не достойны здесь служить. Но я верю, что когда-то придет и этот день.

Остановка вторая: квартира на улице Сковороды

Это была первая наша квартира в Киеве, первое место, где жила наша семья. Тогда тут еще под ней не было кафе («Каффа» на ул. Сковороды, 5 – прим. ред.). Окно, которое выходит на ул. Сковороды, это было окно кухни, мы часто сидели там все вместе. У меня очень быстро появились дети. В 28 лет я уже был отцом четырех дочерей. А сын родился гораздо позже, уже когда нам с супругой было больше 40 лет. В этой квартире на втором этаже мы прожили несколько лет. Много чего хорошего связано с этим местом, и все осталось тут, как прежде, разве что зрение мое стало хуже (Улыбается). Я верю в то, что случайных мест не бывает. В университете, будучи молодыми студентами, мы часто говорили: «Ну кто такой Григорий Сковорода? Он всего лишь жил в одно время с Кантом». А со временем оказалось, что Сковорода и по глубине, и по мудрости, и по простоте формата донесения актуален до сегодняшнего дня. И очень хорошо, что сегодня он переводится с языка высокого штиля на украинский, на русский, совсем недавно было прекрасное двухтомное издание на русском языке… Вообще, мне кажется, что нам, украинцам, очень повезло. У нас есть два гения, которые в простой и понятной форме сформулировали основные идеи: философскую (Сковорода) и политическую (Шевченко). А идею веры наш народ сформулировал колядками, все основные идеи христианской веры в них. Конечно, речь не о советских «Дайте, дядька, пятака…», а о тех, старинных, которые передавались из века в век. То же самое с поэзией Шевченко, из века в век она передает политическую идею. Долгие годы, не имея политической элиты, наш народ идентифицировал себя при помощи философии Сковороды, поэзии Шевченко и рождественских колядок.

Остановка третья: Университет

Красный корпус киевского университета, философский факультет, моя альма-матер, я закончил его в 1996 году. Это был первый курс, которому уже не читали научный коммунизм и атеизм. Для нас было удивительно, насколько готовы были профессора к переходу к немарксистским концепциям. С 1991 года мы уже читали Бердяева, Соловьева, уже тогда история философии стала преподаваться интересно и содержательно. В университете мне привили, наверное, главное – любовь к смыслам.

Остановка четвертая: детский садик на пр. Дружбы народов

Это обычный детский сад, он называется православным, хотя особой религиозности здесь нет. Какая религиозность может быть в 3 года? Только естественная и воспитанная семьей. По воскресеньям и большим праздникам в детской столовой проводится служба. Собираются друзья, единомышленники, мы приходим с семьями, детьми. Этот детский садик и есть мой приход. После службы мы еще остаемся, обязательно пьем кофе, беседуем. Это очень особенное место – православный семейный центр ДАР.

Dov-7199

Тест-драйв

В путешествие по Киеву мы отправились на новеньком Volvo XC60. Машина оказалась быстрой, маневренной, бесшумно двигается по дороге, «проглатывает» ямки и неровности. Уровень комфорта для водителя и пассажиров – довольно высокий. Немного сложно поначалу было привыкнуть к педали тормоза, уж очень чувствительная: чуть прижал, и машина уже резко притормаживает. Но наверняка к этому можно приноровиться, покатайся на ней дольше, чем несколько часов. Вольво – автомобили с высокими требованиями к безопасности, поэтому ее можно отнести к семейным. Она большая и просторная, в багажник легко поместятся не только сумки и чемоданы, но и коляски, сложенные велосипеды, что для семьи, где есть дети, немаловажно. Еще ее можно назвать очень «умной» — все, что можно автоматизировать, в ней автоматизировано, к этому быстро привыкаешь и быстро начинаешь получать от этого удовольствие.

Беседовала: Юлия Гундырева. Фото: Татьяна Довгань

На следующей неделе читайте на WoMo статью Отца Георгия о духовном воспитании детей, как это делать правильно, с чего начинается свобода выбора и почему дети религиознее нас, взрослых.

- Читайте также: Киев интересного человека с Екатериной Тимонькиной