Когда я вырасту: Какие профессии выберут наши дети

Инсайты со Всемирного экономического форума

Ник Чамберс, президент благотворительной организации «Education & Employers», выступая в Давосе, где сейчас проходит Всемирный экономический форум, привел данные исследований о том, что карьерные амбиции сегодняшних детей и подростков не отвечают прогнозируемым через десяток лет требованиям рынка труда. Почему так происходит и что с этим делать?

Мечты и реальность

Организация «Education and Employers» проанализировала планы на профессию у британских ребят двух возрастных групп: 7-11 и 17-18 лет, сравнив эти планы с прогнозируемыми требованиями рынка труда (от С1 до С26 — разные секторы экономики). В глаза сразу бросается тот факт, что мечты о профессии не так уж и различаются у обоих групп: больше всего сегодняшние школьники хотят реализоваться в культуре, медиа и спорте (С6).

Как показали результаты Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA (International Student Assessment), определенные «технические» и высоко оплачиваемые профессии, часто требующие университетского диплома, например, медицина, право, ветернинария, намного более популярны среди учеников из семей с более высоким статусом и уровнем дохода. Такие устремления в ребятах формируют мнения многих людей — родителей, друзей, учителей, работодателей, консультантов по профориентации, кроме того, на молодых людей влияют и медиа. Родители и друзья влияют на выбор ребят не всегда напрямую, но судя по данным PISA, мы видим однозначное влияние социо-экономического уровня семьи.

В любом случае, такой узкий спектр интересов молодых людей очень беспокоит, потому что их сегодняшние предпочтения не имеют ничего общего с тем, что будет востребованным на рынке труда. Дело в том, что профессиональные устремления молодежи и их знания часто не совпадают с уровнем знаний, необходимым для карьеры в определенной сфере.

Молодые люди принимают серьезные решения об их профессии уже в подростковом возрасте, к 14 годам, когда выбирают в школьной программе профилирующие предметы, а также решают продолжать ли обучение дальше, что и где изучать в 16-18 лет. В этом возрасте они также решают, искать ли возможности для получения профессионального опыта в той сфере, которую они выбирают для своего будущего. Обычно, молодежь не осознают всю широту выбора профессиональных возможностей, а это приводит к тому, что их ожидания нереалистичны. Дети из семей более высокого социо-экономического уровня легче получают необходимый профессиональный опыт, и это позволяет им лучше ориентироваться в выборе будущей карьеры и сделать осознанный выбор.

Выбор, сделанный в детстве

Одна треть респондентов PISA выбрали одни и те же 10 специальностей, другие исследования, проводившиеся на эту тему, тоже показали сходные результаты. Оказалось, что тинейджеры, которые недооценивают необходимый уровень знаний и навыков в выбранных ими профессиях, чаще оказываются безработными после 20 лет, особенно это касается менее обеспеченных молодых людей: их выбор профессии чаще всего не совпадает с направлением образования, которое они выбрали.

Мы знаем, что это несовпадение закладывается в детстве и связано с влиянием того социально-экономического бэкграунда, в котором живет ребенок, гендера и ролевых моделей, которые видят дети. По данным исследования, гендерно обусловленный выбор профессии влияет на них еще в детстве. Например, это очень заметно в сфере STEM. Стать инженерами хотят вчетверо больше мальчиков, чем девочек. Почти вдовое больше мальчиков хотят стать учеными. Зато в 2,5 раза больше девочек, чем мальчиков, хотят стать докторами, в 4 раза больше девочек, в сравнении с мальчиками, хотят стать ветеринарами.

Мы опросили детей в начальной школе Давоса, кем они хотят стать и почему — раз уж здесь, в Давосе собрались лидеры для обсуждения четвертой индустриальной революции и того, как мы будем строить наше общее будущее во времена беспрецедентного технологического прорыва. Подавляющее большинство детей хочет быть звездами спорта, учителями или освоить техническую/физическую работу, это потому что они видят людей, выполняющих эти работы. И мы видим, что выше перечисленные ограничения и обусловленность выбора гендерными стереотипами — все это закладывается с детства, и это глобальная тенденция, которой необходимо противопоставить наши усилия.

Источник: weforum.org

— Читайте также: Почему установка на исключительность высшего образования больше не сработает