Команда и кризис: Как мотивировать и заботиться

Женщины-предприниматели о ценностях и эффективности

Как пережить кризис и спасти бизнес — актуальные вопросы сегодня. Одной из острых проблем становится работа с командой, ведь именно эти люди стоят за успехом компании, а в период кризиса очень важно направить, поддержать и вдохновить их. Один из последних вебинаров Wtech, международного комьюнити для женщин-лидеров в tech и онлайн-бизнесе, и был посвящен этой теме.

Как любить свою команду? На этот вопрос отвечали Мария Текуч, People Operation Manager в Grammarly, Виктория Придатко, основательница VP Team, Наталия Панкратова, генеральный директор Work.ua.

Мария Текуч: “Кризис — это игра в долгую”

Работа с эффективностью начинается со знания инструментов, с помощью которых ее можно достичь. Первое, что нужно сделать — определить, что такое эффективность в данный момент. Изменилось все: цели, задачи, рынки. Закрыты границы. Это нужно проговорить с командой, объяснить, почему сейчас так, а не иначе, а также почему цели сегодня именно такие.

Эффективность и состояние каждого сотрудника — ответственность системы компании. Помните, что он у вас есть, потому что разделяет ваши ценности. Думайте, что не так в системе. Ответственность сотрудника — поделиться с вами, получить поддержку.

Информированность, коммуникация и четкое целеполагание — двигатели бизнеса. Не увеличивайте контроль; вместо этого проанализируйте, где команда теряет эффективность. Результативность совсем не означает максимум усилий. Повышение контроля обижает людей, которые и до этого работали хорошо. Другое дело — новички: им постоянно нужна ваша помощь.

Итак, что же изменилось: некогда цельная команда стала разрозненной, люди лишились привычных удовольствий, остались наедине с тревогой о здоровье, не видя разницы между работой и домом. В Grammarly внутренняя и внешняя коммуникация — это главное. Разговор один-на-один — это доверие, здесь важно постоянство. Если человек остался, это не значит, что его можно оставить без внимания и не заниматься им.

Люди реагируют на изменения в коммуникации, даже на отсутствие смайликов в переписке. По данным исследования Grammarly, в тоне общения украинских команд на 72,3% меньше оптимизма и на 31,4% больше информативности. Развернутый фидбек нужен как никогда: давайте и запрашивайте его у сотрудников. Не говорите лозунгами, в них никто не верит. Будьте откровенными. Сейчас видно, чем живут ваши люди. Креативьте в плане заботы, неформальных ивентов. Подумайте, чего лишаются люди и постарайтесь обеспечить им максимум комфорта.

Наталья Панкратова: “Люди — это йога”

Перед тем, как оказаться в Work.ua, я успела поработать с разными командами, странами, менталитетами. На первом этапе — найме — возникает вопрос: профессионал или дилетант? Для меня профессионал — человек, который знает, куда смотреть. На этой идее строится общение с кандидатом. Меня мало интересует резюме; мне интересно, как человек будет реагировать в той или иной ситуации. На наем я трачу только время, на прощание с сотрудником — время, деньги, нервы. Лучше не взять хорошего, чем взять плохого; взяв плохого, вы наказываете хорошего.

Из ценностей рождается культура компании, здесь не может быть компромиссов. К сожалению, она иногда остается в теории. Практика — это атмосфера: как поступают сотрудники в разных обстоятельствах, взаимодействуют между собой, с клиентами. Лидеры — как формальные, так и неформальные — зачастую являются источниками изменений атмосферы. Поэтому нужно знать, кто эти лидеры и что конкретно они транслируют.

Мотивация — это внимание. Не просто видеть, что человек делает, но и говорить об этом. Здесь важно соблюдать баланс: не переборщить и не обделить. Люди хотят чувствовать безопасность в ряде случаев: когда совершают ошибку, полагаются на других и высказывают свое мнение. Так рождается атмосфера доверия.

Все зависит от того, чем вы как руководитель окружаете своего сотрудника. Если это насмешки, критика и вранье — вы получите недоверчивого, нечестного человека, который обвиняет всех вокруг. И наоборот: свобода выбора, похвала, честность возвращается к вам наличием справедливого, уверенного члена команды, который уважает себя и других.

Команда мечты — постоянная работа, часть которой есть прощание. Я сторонник того, чтобы прощаться быстро. Бывает так, что сотрудника нужно уволить, а мы продолжаем с ним работать годами — не решаемся по разным причинам. Задайте себе два вопроса: наняла бы я его сейчас и буду ли я сожалеть об его уходе? Если в обоих случаях ответ отрицательный — освобождайте пространство для другого.

Лидер должен знать, хотеть и уметь. А именно: он знает, что делать и как организовать, хочет вести и быть полезным, умеет вдохновлять и вовлекать.

Виктория Придатко: “Строим slash-карьеру”

Slash-карьера — это совмещение нескольких работ и способности на них заработать. Когда вы достаточно хороши в двух-трех сферах. Я — собственник компании уже десять лет. Кроме этого, я — рекрутер, консультант по рекрутингу и карьере, путешественница (посетила 89 стран) и коуч монетизации. Еще я много помогаю бездомным животным и воодушевляю людей делать добро.

Когда люди слышат слово «карьера», им видится однозначный путь вверх. Сейчас не обязательно становиться начальником: иногда им становится ас подхалимажа, а не лучший в своем деле. Сегодня карьера — все, что вам нравится делать, в чем вы успешны и что приносит вам удовольствие. Двадцать лет назад была жесткая иерархия, формальности. Это осталось в прошлом.

На карантине проекты «посыпались»: кого-то сократили, кому-то урезали зарплату. Все будет меняться очень быстро: нужно постоянно учиться. Работа в нескольких областях позволяет поддерживать доход и диверсифицировать риски. Вы параллельно можете работать внутри компании, а также на самого себя (например, консультировать по вашей основной деятельности или наоборот — заниматься чем-то другим).

Я знаю таких людей: один — одновременно руководитель отдела программистов и капитан яхты, другой — бизнес-аналитик и преподаватель танцев, третий — программист и отличный массажист. Это всего лишь три примера из множества.
Быть предпринимателем иногда страшно. Но плюс в том, что своими навыками и знаниями ты растишь свой бизнес, а не чужой.

В slash-карьере можно совмещать работу руками и интеллектуальный труд. Во-первых, это нас развивает. Во-вторых, это страховка на время кризиса. Сейчас лучшее время, чтобы монетизировать свои способности и таланты. Говорите окружающим о том, что вы умеете делать, какие задачи ваши умения решат. Пока вы молчите, никто об этом не узнает. Соответственно, заработать на этом будет сложно.

 

Мы в Facebook