Коммуникация через одежду на примере первых леди и государственных лиц

От навыка соблюдения «грамматической чистоты модной речи» зависит,  попадет ли ваш месседж прямо в сердце целевой аудитории

Ирина Ивашко, эксперт стратегических коммуникаций

Первое, что приходит нам на ум при слове «коммуникация», — это ассоциации с вербальными способами общения, в которых задействованы речь и слова. Но в ходе своего развития человечество значительно продвинулось в расширении определения этого термина, включив в него и иные формы обмена информацией: художественное искусство, архитектуру, музыку, танец, диджитал, кино и т.п. Я же хочу сейчас остановиться на таком способе высказывания, как мода, и рассмотреть его в контексте апроприации движениями протеста и активизма.  

На протяжении веков люди использовали язык одеяния для выражения своей идентичности (раса, гендер, этническая принадлежность и религия), приверженности к тем или иным идеологиям, социальным, политическим направлениям, а также в качестве визуального оружия демонстрации несогласия.

Да, одежду и способ ее носить действительно нельзя приравнивать к простому следованию трендам. Ведь мода с самого начала своего зарождения как понятия приобрела статус мощнейшего коммуникационного инструмента, преисполненного символического потенциала и возможностей создавать визуальную солидарность между различными группами. С его помощью каждый и каждая без слов может заявить о своих убеждениях и послать некий сигнал общественности. 

Протестная мода насчитывает множество кейсов в истории. И сейчас все чаще становится способом постулировать свою собственную позицию в западной политической культуре.

Вспомним 75-ю церемонию награждения «Золотого глобуса» в 2018 году, когда в самый разгар кампании #MeToo в знак солидарности в борьбе с сексуальными домогательствами и дискриминацией в киноиндустрии актрисы облачились в черные наряды. 

 

«Золотой глобус» 2018

В 2019 году во время традиционного выступления президента США в Конгрессе тогдашний глава Белого дома Дональд Трамп также получил яркий сигнал протеста от демократок, которые выступали против его сексистских заявлений. Все они, солидаризируясь с суфражистками, боровшимися за предоставление избирательных прав женщинам, пришли в белых костюмах на заседание. Ведь именно этот цвет — как символ чистоты намерений и достоинства цели достижения равноправия полов — стал одним из визуальных кодов женского движения еще в 19 веке. 

Заседание Конгресса США, февраль 2019

Спустя поколения белый в качестве политического посыла продолжает довольно активно использоваться представительницами современной политики. Среди них — Хиллари Клинтон, которая часто носила этот цвет во время изнурительной президентской гонки с Дональдом Трампом, а после поражения пришла в белом брючном костюме на инаугурацию Трампа в 2017 году. Поддерживает традицию и новоизбранная вице-президентка США Камала Харрис. Во время произнесения своей победной речи в ноябре 2020 года не только ее слова, но и одежда были наполнены отсылками к тем активисткам, благодаря которым стало возможным избрание Харрис первой женщиной на один из важнейших постов в США. Например, к Ширли Чисхолм — первой темнокожей женщине, избранной в Конгресс США в 1968 году, которая также осталась запечатлена в белом наряде во время этого исторического момента.

Вице-президент США Камала Харрис

Ширли Чисхолм

Не только одежда, но и такая часть женских повседневных практик, как мейкап, может работать на усиление важного месседжа обществу. Красную помаду в качестве  своего политического манифеста использовала Александрия Окасио-Кортес, одна из популярнейших в медиа американских конгрессвумен. Став в возрасте 29 лет самой молодой женщиной, избранной в Палату представителей США, она создала немалую шумиху. И именно в период избирательной кампании стала носить «красные губы» в знак поддержки феминистских движений, борьбы за права женщин и уничтожения сексизма в политике.

Александрия Окасио-Кортес

Как и в любом языке, у моды есть своя грамматика. Существуют свои негласные правила о сочетании, уместности для определенных ситуаций и недопустимости для других.

От навыка соблюдения «грамматической чистоты модной речи» зависит,  попадет ли ваш месседж прямо в сердце целевой аудитории и то, какой отклик он в результате получит.

В этом контексте стоит вспомнить и о «модных грехах» известных персон, связанных с незнанием либо пренебрежением символическими кодами одежды.  

Август 2017, Штат Техас, США. Разрушительный ураган Харви привел к многочисленным жертвам и нанес ущерб в $125 млрд. Мелания Трамп, пребывающая на то время в статусе первой леди, и Дональд Трамп вылетают на экстренный брифинг по поводу бушующего урагана. Несмотря на погоду в округе Колумбия и разрушительные условия в точке прибытия президентской четы, Мелания так и не отказалась от своих отличительных черных «стилетто». Неудивительно, что такой жест вызвал волну негодования аудитории, которая резко раскритиковала неуместность и несоответствие контексту обуви, выбранной леди Мелании.

В 2018 году во время африканского турне Мелания еще раз подвергается острому порицанию за некорректно подобранный образ, акцентом которого стала пробковая шляпа, также известная как «колониальная каска». Этот головной убор считается своего рода символом колониального правления, так как полюбился европейским офицерам, пришедшим на территорию Африки. Стоит ли расшифровать, что выбор данного аксессуара сочли оскорбительным и напоминающим о болезненных страницах истории для африканских народов.

Мелания Трамп во время визита в Кению, 2018

Коммуникация по праву является одной из самых интригующих функций моды. Как и слова, предметы гардероба способны вызывать эмоции, рассказывать историю, передавать сообщение и раскрывать личность. Это эффектная и эффективная форма демонстрации своей позиции, веры, убеждений, несогласия и той или иной формы протеста. Она может принести пользу в политической и общественной деятельности, привлечь аудиторию, сформировать нужное отношение публики либо радикально подпортить имидж.  

Поэтому всегда стоит помнить: выбор гардероба утром становится ретранслятором нашего месседжа миру весь день. А для тех, кто в силу деятельности или активной гражданской позиции находится в поле повышенного внимания общественности, этот эффект умножается во сто крат.