Кто такие чайлдфри, или Почему не хотеть детей — нормально

Историческое объяснение и психологические предпосылки феномена чайлдфри

Инна Дидковская, психотерапевт

Чайлдфри — это сознательная бездетность. Речь не идет о людях, которые откладывают рождение ребенка на более поздний срок или не знают, хотят ли они детей. Не идет речь и о людях, чей диагноз “бесплодие”. Чайлдфри — это те, кто принимает решение не рожать детей, хотя все возможности у них есть. О движении чайлдфри активно стали говорить в Европе в 1970-е годы: его сторонники стали объединяться и публично заявлять о своей позиции, а исследователи обратили внимание на новое социальное явление. Что нужно знать о чайлдфри и почему, когда вы не хотите ребенка с вами все нормально.

Что скажут люди?

На сегодня в Украине нет статистических данных о том, сколько людей приняли решение жить без детей. Как нет и организаций, объединяющих таких людей или занимающихся вопросами чайлдфри.

В наших реалиях им живётся непросто, ведь спрашивать у пары “а когда вы детей планируете?” или “почему у вас нет детей? для нашей культуры общения — обычное дело. На Западе, например, такой вопрос давно считается личным и даже неприличным.

В нашем обществе люди, которые открыто говорят о своем выборе не иметь детей, сталкиваются с отвержением и стыдом. Считается, что это “ненормально” — не хотеть иметь детей. Особенно для женщин. Особенно, если женщина в браке. Детей нужно хотеть, о них нужно мечтать, их нужно планировать, безусловно любить и через них реализовать себя в роли матери.

Мы до сих пор живем в обществе, где очень сильны традиционные патриархальные ценности: у нас принято, что если пара женится, то у неё должны быть дети, как минимум двое, а лучше трое. Эта логика объясняется разными аргументами: чтобы ребенок не остался один после смерти родителей, чтобы у него всегда был кто-то родной, на кого можно положиться, а некоторые даже признаются, что хотят больше одного ребенка  для “диверсификации рисков”, мол, если с одним ребенком что-то случиться, то останутся ещё двое. А ещё же есть пресловутый стакана воды, который дети будто бы должны подавать родителям в старости. Все эти идеи очень глубоко укоренены в нашей культуре. Хотя если говорить обо  мне, лично я бы предпочла, чтобы у детей был выбор, заботиться о родителях или нет, и если делать таки да, то не из вынужденности и долженствования, а из искренних чувств и побуждений.

Когда люди осознанно выбирают быть чайлдфри, они сталкиваются с осуждением близкого круга и общества, со стыдом и с идеей, что с ними “что-то не так”, именно потому что их не могут “спонукати” к рождению детей. Постоянное внешнее давление не проходит бесследно для отношения пары: с одной стороны, оно может объединять пару “против” общественного мнения и традиционных требований, с  другой, наоборот, может усиливать напряжение в паре и приводить к конфликтам по другим вопросам. 

Чайлдфри — это нормально 

Чайлдфри —  это не хорошо и не плохо, это то, как есть у некоторых  людей. И если они выбирают быть теми, кем они есть на самом деле, берут ответственность за свой выбор, живут свою жизнь — и это жизнь, в которой они не становятся родителями, это тоже их выбор. 

И людям, которые выбирают стать родителями, и людям, которые выбирают жить свою жизнь без детей, может быть полезным поосознавать, какие нормы наше общество создало в теме родительства. Думаю, вы согласитесь, что в нашем обществе нормальным является, когда девушка в возрасте от 20 до 30 вступает в брак с мужчиной от 25 до 35, желательно, чтобы разница в возрасте была в пользу мужчины, чтобы он больше зарабатывал, был более зрелым и опытным. Иначе что-то “не нормально”. Потом в течении года или двух после свадьбы у пары рождается первенец (лучше мальчик). Иначе снова что-то “не нормально”. Ещё через пару лет — ещё один ребеночек (лучше другого пола). Иначе… смотрите выше — что-то “не нормально”. 

Это усредненная норма. В которую вы или вписываетесь, или нет — и у каждого выбора своя цена. Если чайлдфри-пара живет в Украине, им важно осознавать, в каком контексте — историческом и социальном — они делают этот выбор и с какими последствиями в виде пожизненных реакций близких и общества они столкнуться. Эти последствия и готовность с ними справляться — тоже цена выбора. 

Почему люди выбирают чайлдфри

У явления чайлдфри есть не только историческое объяснение, но и разные психологические предпосылки.

Людям больше не требуется помощь по хозяйству. Сегодня семья может выживать без десятка рабочих рук. Ещё менее столетия назад детей рожали в частности для того, чтобы они помогали по хозяйству. Детская смертность была высокой, соответственно, чем больше детей родилось, тем выше вероятность, что даже в самые трудные времена выживет хоть кто-то.

Появились средства контрацепции. Сегодня женщины имеют возможность распоряжаться своим запасом фертильности и выбирать — рожать им или не рожать — без риска смерти или общественного осуждения. Ещё в прошлом столетии сексуальная грамотность была очень низкой, люди не умели предохраняться, а религия, у которой было очень много власти, осуждала любое вмешательство в отношения супругов.

Появилась свобода выбора. Сегодня мужчины и женщины могут отказываться от рождения  детей, потому что у них есть возможность опираться на опыт других стран, жители которых быстрее прошли этапы индустриального и постиндустриального общества, и уже начали отказываться как от рождения большого колличества детей, так и от родительства вообще. Мы увидели, что может быть по-другому, и что можно выбирать  — быть родителями и нет.

Активно развивается синглизм. Это решение не просто не иметь детей, но и не заводить традиционных семейных отношений, то есть не вступать в брак. Быть синглом не означает быть одиноким. Часто такие люди выбирают нетрадиционные виды отношений: на расстоянии, гостевой или бостонский браки, и др.

Следующая группа причин “чайлдфри” может быть связана с различными страхами.

Страх потерять статус у женщин. От детей отказываются женщины высокого социального статуса, образованные, хорошо зарабатывающие.

Страх утраты физической привлекательности. После беременности меняется внешность. Сейчас очень большое внимание придается женской внешности. Соответственно, женщины из-за этого могут не хотеть иметь детей.

Страх утратить свободу и ‘выпасть’ из жизни. Ребенок ограничивает количество свобод родителей. Особенно женщины. То есть женщина на два-три года выпадает из жизни и довольно длительное время ее свобода ограничена. На рождение и воспитание ребёнка нужны время, силы и ресурсы.

Страх не справиться у мужчин. Отказываются чаще те, кто мало зарабатывают, ведь у мужчины-отца появляется больше обязанностей и он берет на себя больше ответственности.

Страх стать привязанным к ребенку. Ну или вообще к кому-то привязанным.

Страх потери. Очень часто, как ни парадоксально, именно он останавливает женщин: они боятся этого ребенка родить, потом потерять.

Страх наследственных заболеваний.

Страхи, связанные с отвращением перед родами, перед грудным вскармливанием. И просто непринятие этих физиологических процессов.

Существуют и причины, связанные с предыдущим опытом в семейной системе.

Сложный опыт с детьми в родительской семье. Я знаю историю большой семьи, где пятеро детей, но каждый из них так или иначе склонен к разрушительной жизни (алкоголь, наркотики, азартные игры и др.) Старшая дочь этой семьи вырастила четверых младших сестер и братьев, осознанно отказалась от детей, потому что она фактически воспитала уже четверых. Ее опыт был слишком большим и негативным для ребенка. Как и собственно опыт семейной жизни. У нее нет ни семьи, ни детей.

Различный дискомфорт в предыдущей семейной системе, нежелание повторить этот опыт. Например, я знаю одну семью, собственно своих клиентов, где муж был старшим ребенком и после рождения младшего его полностью игнорировали, игнорировали его интересы, фактически он дистанцировался от матери. Когда его жена забеременела вторым ребенком, он сказал: “Ты что, хочешь для нашего сына такой участи, как была у меня?” И настоял на том, чтобы она сделала аборт. То есть нельзя назвать эту семью полностью чайлдфри, это two чайлдфри: человек становится чайлдфри после появления первого ребенка.

Что означает “Two child free”

В некотором смысле мы как общество уже более столетия движемся к идее чайлдфри. Просто скорее к “десять чайлд фри” или “три чайлд фри”. Что я имею ввиду? Что мы уже можем себе позволить не иметь десять детей или не иметь троих  детей. То есть общество сознательно выбирает меньшее количество детей, и это постепенно стало нормой. Если в семье один ребенок или двое, можно назвать выбор такой семьи “сознательная однодетность” или “сознательная двудетность”. И это тоже выбор, как и “сознательная бездетность”. 

Одна моя американская клиентка, которой сейчас около 50, рассказала, что прошла операцию по стерилизации в тридцать лет, после рождения второго ребенка.

И хоть я человек открытых взглядов, но от этой истории у меня аж мурашки по коже пошли. Когда она увидела мою реакцию, то удивилась: «Ты так не делала? Хм, а зачем сохранять возможность фертильности, если точно знаешь, что больше не хочешь детей?»

Я с удивлением отметила, что да, идея стерилизовать себя мне никогда даже в голову не приходила. То есть даже когда я уже родила одного ребенка и знала, что больше детей не хочу, сама возможность иметь ребенка была для меня очень важной. 

Интересно, что в Америке не только женщины, но и очень многие мужчины делают процедуру вазэктомии после рождения одного или двух детей. Опять же потому, что личные интересы, в том числе комфорт в сексе, в американской культуре по-прежнему стоят выше, чем возможность иметь детей.

Тенденция к изменениям

Американское общество более лояльно к чайлдфри, чем наше постсоветское, которое вообще мало к чему лояльно. Оно лояльно к счастливой семье, которая никого не беспокоит, где дети бодренькие, веселенькие, хорошо учатся, наглаженные, родители о них заботятся. Или, например, если родители приходят с ребенком в ресторан, он должен не кричать, если он кричит, то — “мамочка, сделайте что-нибудь”. То есть наше общество не лояльно к малейшим неудобствам. И люди, которые выбирают жить, отличаясь от той “нормы”, которая популярна в обществе, принимают на себя “удар” общественного мнения и/или осуждения. 

Тем не менее, я вижу, что сегодня часть украинской молодежи уже достаточно толерантна в вопросе чайлдфри. Что “я” становится ценнее, чем “мы”, чем отношения, семья. Что появляется ценность самореализации человека. Поэтому среди молодежи спокойнее относятся к тому, что кто-то выбирает не рожать и не воспитывать детей. Но в целом люди среднего и старшего возраста всё ещё могут нетактично говорить, что: “Ну ты какой-то ку-ку”. Эта женщина “ку-ку”, или эта семья “ку-ку”, если всё у них хорошо, а детей не рожают.

В свое время читала публичную лекцию о синглизме (осознанном выборе жить одному), и какой-то мужчина сказал, что мы все вымрем, “если вы будете пропагандировать синглизм”. Я, кстати, его не пропагандирую, я считаю, что это хорошо, когда у людей есть дети. Важно просто, чтобы родительство было их осознанным выбором. Чтобы они рожали детей не для себя, а чтобы появился новый человек. С тем, чтобы он мог исполниться, максимально стать собой, а не закрывал какие-то эмоциональные “дырки” в психике родителей и не рождался для того, чтобы выполнить какие-то семейные сценарии или семейные программы.

Например, у меня была одна клиентка, которая хотела ребенка, а муж не хотел. У них были хорошие отношения, но как она ни пыталась его уговорить, он так и не захотел стать родителем. Они расстались, и эта женщина родила ребенка с другим партнером.

В конечном счёте, важно помнить, что быть счастливым или несчастным в материнстве и отцовстве или наоборот, быть чайлдфри — это нормально. Это не хорошо и не плохо, это индивидуальное решение, которое относится к личной жизни каждого отдельного человека. Осознавание мотивов и причин выбора своего образа жизни может послужить отличным лекарством от общественного мнения и, как следствие, к проживанию своей собственной жизни более полно и ярко.