Культурный туризм: 5 причин путешествовать с арт-экспертом

Рассказывает куратор арт-путешествий образовательной организации «Культурный Проект» Наталья Романова

26.09.2018

«Зачем ехать в путешествие со своим гидом, если все достопримечательности можно «оббежать» самостоятельно?». На этот вопрос ответит Наталья Романова – эксперт по музеям мира и куратор арт-путешествий от «Культурного Проекта». Образовательная организация «Культурный Проект» вот уже несколько сезонов организовывает культурный туризм для любителей искусства, архитектуры и исследователей самых необычных мест Европы. До 10 октября идет набор в группу, которая отправится в путешествие по Германии по маршруту Львов — Легница — Дрезден — Берлин — Магдебург — Кведлинбург — Гослар — Галле — Вроцлав — Львов в сопровождении эксперта по музеям.  Что это за путешествия и чем они отличаются от остальных и поговорим. 

1. Ориентир на искусство

В обычные туры я сама много ездила — и «дикарем», и при помощи турагентств. Ничего плохого не могу сказать, ведь многие поездки были весьма удачными, какие-то были не очень удачными, как всегда в жизни бывает. Но арт-тур отличается от обычных туров существенно. Мы, прежде всего, нацелены на музеи и памятники, при чем весьма специфические. Наши экскурсии посвящены больше архитектуре и скульптуре, а не освещению каких-то социальных тем, на которые часто опираются экскурсоводы, говоря об уровне зарплат, проблемах эмигрантов, о кухне. Я ничего не имею против кухни, но у нас — другое направление.

2. Образование по дороге

Еще важное отличие — конкретно в этой адвент-поездке в Германию мы не летим, а едем по земле. Именно поездка дает возможность понять и ощутить расстояния, представить, насколько далеко немецкие города находятся от украинских. В такие моменты вы понимаете, каково было тем людям, которые в древности ходили пешком или ехали за тридевять земель на тарантасах. А еще относительно неспешное путешествие по земле дает возможность наблюдать, как меняется природа, как в связи с природой меняется архитектура. Потому что хорошая архитектура всегда во все времена учитывала рельеф и особенности местности.

На протяжение всей поездки мы смотрим художественные и образовательные фильмы, соответствующим образом подобранные. Это тоже отличительная черта арт-тура, ведь в обычных турах организаторы ориентируют группу исключительно на что-то легкое, развлекательное и не напрягающее. У нас как раз будет «напрягающее» — и разговоры, и лекции. Мы будем говорить об исторических и культурных проблемах. Много времени в лекциях я уделяю списку всемирного наследия ЮНЕСКО. Там сейчас больше тысячи позиций. Из них примерно треть занимают памятники природы и смешанные памятники, там где архитектура дополняется природой и наоборот, и исключительно художественные памятники.

3. Неизвестные музеи Германии

Почему Германия, ведь она не является родиной искусства, звание это по праву принадлежит Италии и Франции? Мы выбрали Германию за то, что она — родина науки. Все искусствоведы, очень многие археологи, занимающиеся классическим периодом, — этнические немцы, либо же ученики немецких экспертов. Именно благодаря немецким профи, которые и по сей день имеют большой вес, вся сфера искусства имеет свою специфику, и она прекрасна. Например: так как Германия окончательно сложилась в империю довольно поздно, здесь нет такой ярко выраженной доминанты столицы, а существует целый ряд культурных столиц. Поэтому в Германии очень много хороших музеев. Как правило, они очень четко разделены, их много, каждый интересный и богатый. И нет такого гиганта, как парижский Лувр, где вы теряетесь. А все благодаря методике разделения живописи и скульптуры. Это, по-моему очень, правильно.

Изобразительное искусство существует в трех разновидностях: живопись, графика и скульптура. В 90-е годы институт искусствознания при ЮНЕСКО проводил по всему миру социологическое исследование в связи с восприятием искусства. Пройдясь от Токио до Сан-Франциско по всему белому свету, опрашивая школьников, студентов, пенсионеров, офисных сотрудников, военных, жителей столиц и маленьких городов, эксперты выяснили, что независимо от таких факторов, как возраст, род занятий, место жительства, можно всех людей (как и художников) разделить на три группы. Подавляющее большинство, 62-65 %, воспринимают цвет — живопись. А вот оставшиеся 25% делятся на 2 группы: одних привлекает графика, а других — объем, то есть скульптура. И, конечно же, в экспозиции, где смешаны скульптура с живописью, подавляющее большинство зрителей, это я знаю на практике, тянется к живописи, не обращая на скульптуру внимания. Скульптура остается в стороне. И немцы очень правильно делают, что выделяю скульптуру. У них отдельно существуют картинные галереи и отдельно — музеи, где представлены скульптуры. И поэтому музеи Берлина, особенно для начинающих исследователей, — просто идеальны. Потому что там все максимально подано так, чтобы одно другому не мешало. К тому же, Берлинская картинная галерея — одна из лучших в мире. Она совершенно несправедливо оказалась вне внимания туристов, даже тех, кто бывал в Берлине много раз и знает о нем, казалось бы, все. И этот замечательный музей мы посещаем обязательно. К тому же в Германии очень много памятников всемирного наследия ЮНЕСКО.

4. Особенная атмосфера

Поскольку до Берлина путь неблизкий, примерно, как до Венеции, то, конечно, стоит совершить культурный марш бросок по городам Польши, тем более, что они очень близко расположены друг от друга.

Даты — 1-8 декабря, — выбраны не случайно. Это предрождественская пора, когда остается месяц до католического Рождества. Очень хорошее время, я бы сказала, идеальное. Туристы ведь так любят нарядные елочки, Санта Клаусов, гномиков и прочие праздничные атрибуты, а в Германии просто культ этого. Практически в каждом большом и маленьком городе на центральной площади проводятся ярмарки, концерты, шоу, кстати, очень приличного качества. Поэтому группа получает не только образование, но и приятное праздничное настроение. И мы еще успеем посмотреть музеи Берлина, захватим Дрезден с его галереей.

А на обратном пути заедем в то место, которое пропускают абсолютно все турагентства, и зря. С художественной точки зрения в нем нет ничего особенного, но с исторической — там очень важно побывать. Речь о польском городе Гливице, где началась Вторая мировая война. 2019 год отмечает 80-летие начала Второй мировой, и побывать накануне памятной даты в Гливице, возле этой самой радиостанции, захват которой был инсценирован немецкими солдатами переодетыми в польскую форму, думаю, стоит.

5. Высокое искусство — для всех

Ограничений для путешественников никаких нет — и школьникам, и взрослым, и тем, кто разбирается в искусстве, и тем, кто только хочет разобраться, эта поездка будет интересна. Как я уже говорила выше, во время поездки я буду проводить лекции, так что если кто-то из членов группы считает себя несведущим в искусстве, он получит базовые знания, которые дадут возможность по достоинству оценить все предметы, которые мы увидим.

Программу тура составили сотрудники «Культурного Проекта» вместе с турбюро, ориентируясь на природную географическую логистику. Конечно, мы учитывали, какие есть памятники, выбрали локации, которые бы соответствовали маршруту. А маршрут планировали плотный — от Берлина до Магдебурга порядка 150 км. От Магдебурга до Гослара — еще меньше. От Гослара до Кведлинбурга — 35 км, до Галле — еще 80 км. То-есть вырисовывается такая культурная цепочка.

Группу сопровождать буду я. Гид по городу будет местный, но мы договариваемся так, чтобы его экскурсия была с уклоном на то, что нас интересует в архитектуре. Конечно, несмотря на то, что я в Берлине была достаточно много раз и в этом городе я хорошо ориентируюсь, я не возьму на себя смелость водить по нему экскурсию. Потому что нужно хорошо знать топографию, и лучше логистику доверить местному гиду. А рассказывать о памятниках архитектуры, архитекторах, скульптуре, художниках, стилях вполне могу и я.

«Культурный Проект» предлагает переосмыслить традиционный туризм и открыть для себя поездки, которые объединяют интенсив по искусству с практическими исследованиям истории и шедевров отдельно взятых городов, регионов и стран. Это автобусные и авиапутешествия в культурные столицы, в места, которые стали законодателями художественного стиля, родоначальниками цивилизаций, сокровищницами традиций и истории. Каждый сезон можно выбрать длительные маршруты по странам – например, Италия или Германия, Франция или Нидерланды, или короткие туры на выходные в отдельные города – например, Рим или Стамбул. Это разные форматы – туры выходного дня или целый арт-отпуск на неделю – но их всегда объединяет продуманная образовательная програма и личное сопровождение искусствоведа. Со всеми турами вы можете познакомиться на сайте culturaltourism.com.ua.

  • Стоимость: €750/1 чел.
  • Регистрация: до 10 октября 2018 по ссылке
  • Даты поездки: 1 — 8 декабря 2018 года
  • Подробности по ссылке
— Читайте также: Культурный ориентир: Зачем нужно разбираться в музыке, архитектуре и изобразительном искусстве