Не принцессы: Как изменить представленность женщин в культуре

Кинопродюссерка о женских образах в сказках, кино и рекламе

23.01.2019

В Давосе проходит Всемирный экономический форум, на котором одним из часто обсуждаемых тем стала тема гендерного равенства и то, как положение женщин в обществе влияет на общий уровень жизни. Итальянская кинопродюссерка Кьяра Тилези, известная своей феминистической позицией, рассказала о представленности женщин в культуре, объективации и новой парадигме, которую всем нам предстоит создать.

«Мы  — то, что мы постоянно делаем»

Это сказал Аристотель, причем задолго до того, как появилось кино и социальные медиа. А кто мы теперь? То, что мы постоянно видим. Я часто задаю себе вопрос: из чего сделана культура? Из повторяемых образов и концептов, которые становятся убеждением, а потом входят в ее ДНК. Женщины составляют 50% населения, но к нам относятся так, как будто мы в меньшинстве. Чтобы понять, какие образы нам приписывают, достаточно открыть любой глянцевый журнал. И там мы увидим идеальных объективированных женщин.

Сегодня с хочу показать вам, что возможен другой нарратив. Давайте вместе подумаем, сможем ли мы изменить культуру и роль женщин в обществе, если изменим этот нарратив. Если да, то как это сделать.

Женские образы в сказках

Возьмем Золушку — самую переводимую сказку всех времен и народов. Кто героиня этой сказки? Молодая красивая женщина. У нее нет друзей, кроме птиц и пары мышей, она целыми днями занимается уборкой и поет. Ее сводные сестры — зло, потому что не такие красивые, как она. Золушка — фактически жертва обстоятельств. И какие у нее варианты? Судя по всем сказкам — выйти замуж за принца. И она отправляется на бал в красивых хрустальных башмачках, теряет один, принц его находит и женится на ней. Золушка спасена.

И какой сценарий мы закладываем своим детям, когда читаем им эти сказки? Во-первых, что женщины могут говорить с птицами и мышами, во-вторых, что они убирают и это заставляет их улыбаться, и третье, что без мужчин они не могут ничего, поэтому им приходится соревноваться друг с другом. Пришло время попрощаться с Золушкой, Спящей Красавицей и Белоснежкой.

В детстве я не могла найти примеров и ролевых моделей в сказках. Но у меня была бабушка Адриана. Она была сильной, независимой, путешествовала по миру. Она научила меня тому, что у мечты нет гендера. Если я мечтаю о чем-то, я могу этого достичь, нужно просто работать в этом направлении и верить в себя.

Женские образы в рекламе

Когда мы продаем машину, мы на самом деле продаем вовсе не машину, а то, что она нам дает. Поэтому рядом всегда изображают красивую девушку с намеком на то, что мужчина, который купит такую машину, сможет добиться и этой девушки. Объективация повсюду. И в наше время сложно быть женщиной. У нас должны быть шелковые волосы, гладкая кожа, белые зубы, идеальные тела, а еще нам нельзя стареть. Мы как банка тунца — у нас есть срок годности, который все сокращается.

Эту парадигму нужно изменить. Она фокусируется только на красоте женщины. Но красота — лишь часть личности, она не занимает 100%. Я думаю, что мужчинам тоже хотелось бы видеть в женщинах личность, а не объект. Отцам, мужьям, бизнес-партнерам нужны самостоятельные женщины рядом, с которыми можно говорить на равных.

Женские образы в кино

В 2017 году среди протагонистов в 100 самых популярных голливудских фильмах было только 24% женщин. И даже для этих 24% роль сводилась к тому, что они делали по отношению к мужчине — были женой, дочерью. Речь шла не об их карьере или мечте. Только 7.3% самых популярных фильмов сняли женщины. Это соотношение нужно менять, потому что сила общества — в разнообразии.

Во время исследования женских и мужских образов в американской культуре мы пришли к выводу, что женщин ассоциируют в основном с молодостью, красотой, считают их милыми. У мужчин тоже есть своя парадигма: они должны быть невероятно успешными, сильными, решительными. И то, и другое — рамки. Но у мужчин рамки немного шире — они по крайней мере ни от кого не зависят и могут достигать успеха. А женщины должны быть просто молодыми и красивыми и ждать, пока мужчина их выберет. Мы считаем, что от любых рамок нужно отказаться. Потому что все мы в первую очередь люди.

Женские образы в социальных медиа

Из 7.6 биллионов людей на земле 3.2 пользуются соцсетями. И то, как мы воспринимаем себя, на 22,89% зависит от медиа. Отражение в зеркале дает нам лишь 1,15% информации. Иллюзия оказывается важнее реальности. Мы можем изменить парадигму своим поведением в социальных сетях. Выбирая, что мы постим, что смотрим и чем делимся. Это личная ответственность каждого.

За последние 2 года мы сделали многое для гендерного равенства. Появилась первая супергероиня — Чудо-Женщина, рекордно много женщин стали членками Конгресса. Я верю, что у таланта нет гендера, и мечтаю об обществе, в котором мужчины и женщины будут равны, оставаясь разными.

Фото: скриншоты с выступления Кьяры Тилези на Всемирном экономическом форуме в Давосе

— Читайте также: Глен Клоуз: «Мы, женщины, должны следовать за своими мечтами»