Люди, которые готовы делать больше, сразу заметны — маркетинг-директор «AB InBev Efes Украина» Анна Руденко

Развитие технологий, а за ним и развитие компаний, не всегда гарантирует вам, что вместе с компанией будете развиться и вы. Что нужно, чтобы строить карьеру сегодня в международной компании, насколько быстро сейчас переходят из одной должности к другой, а главное, что развивать в себе, чтобы вас заметили, рассказывает Анна Руденко, маркетинг-директор «AB InBev Efes Украина».

Анна работает в компании AB InВev Efes Украина с 2012 года. Начинала как Consumer Insights Manager и младший бренд-менеджер, сейчас она занимает позицию маркетинг-директора. Стремительный рост своей карьеры Анна получила благодаря тому, что компания дает возможности для развития своих сотрудников.

О маркетинге в международных компаниях

Какими навыками и компетенциями сегодня должен владеть директор по маркетингу?

Список ожиданий и требований к этой роли достаточно большой. Важность роли маркетинг-директора в бизнесе растет, потому что многие рынки – это красный океан конкуренции, и в то же время рыночные условия динамично меняются под влиянием пандемии, диджитализации, тренда на здоровый образ жизни, снижения количества потребляемого в пользу качества, sustainability, кросс-категорийных инноваций и других факторов.

Я бы выделила такие основные компетенции: стратегическое видение развития продукта/портфеля/бизнеса на несколько лет вперед, сильная аналитика, амбициозность, смелость, креативность в проектах, коммуникациях и инновациях, умение убеждать и продвигать идеи и проекты внутри компании, высокая адаптивность к постоянно меняющимся обстоятельствам, в то же время твердость, чтобы отстаивать идеи/проекты в которые веришь, любопытство и открытость новому, оптимизм и умение собирать талантливых людей вокруг себя (команду и партнеров).

Маркетинг сегодня — это микс аналитики, стратегии, процессов и инструментов с идеями, креативностью и эстетикой.

Хотели ли вы с самого начала своего карьерного пути быть маркетологом? 

Да, еще в институте, хотя училась на социологии и начинала карьеру, работая менеджером проектов в исследованиях потребителей. Работая менеджером рисеч-проектов, я хотела стать тем человеком, который будет создавать идеи и концепции, которые мы тестировали. Поэтому когда я пришла в компанию на позицию инсайтс-менеджера, я приложила максимум усилий и энергии, чтобы перейти в бренд-менеджмент.

О карьере

Насколько быстро сегодня, по вашим ощущениям, женщина может реализоваться в карьере? 

Смотря что вы понимаете под определением «реализоваться». Я, например, не могу сказать, что реализовалась, у меня еще много амбиций и желаний в плане карьерного роста.

Если говорить о сроке, за который можно вырасти до маркетинг-директора, то у меня это заняло 4,5 года от момента моего перехода в бренд-менеджмент. Это очень быстрый путь для большинства международных корпораций. Я считаю, что продвижение в карьере каждые 1,5-2 года – это хороший темп, но в корпорациях рост обычно не такой быстрый, и с ростом роли скорость получения следующего продвижения обычно снижается. Быстрей расти можно в стартапах, компаниях, работающих в новых растущих сегментах и на новых динамично растущих рынках.

Что нужно, чтобы расти в международной компании? 

В первую очередь важна амбициозность, масштабность мышления и проактивность, люди, которые готовы делать больше, сразу заметны. Также нужно развить сильные функциональные знания и навыки, постоянно учиться и развиваться, уметь глубоко анализировать данные и стратегически мыслить, быть хорошим коммуникатором и строить отношения с людьми, предлагать смелые идеи и решения, брать ответственность, реализовывать большие проекты, которые приносят рост бизнесу. Мне очень повезло, так как наша компания поддерживает стремление в развитии и дает все возможности для карьерного роста.

Какие свои преимущества как специалиста и руководителя вы выделяете, которые помогли и помогают вам развиваться в карьере?

Амбициозность, любовь к тому, чтобы постоянно учиться и развиваться, пробовать новое, стремление делать круто и высоко ставить планку себе и команде, стратегическое видение и сильная аналитика, умение видеть причины проблемы или возможности для роста, создавать комплексные проекты и решения, продвигать проекты и идеи внутри компании, собирать талантливых людей вокруг себя.

О подходах в управлении командами

Чего от вас как от руководителя ждут ваши подчиненные?

Основываясь на наших с ними обсуждениях, это пункты: коучинг и совет на пути реализации проектов, качественная обратная связь, которая позволит им расти и достигать своих личных и карьерных целей и хороших человеческих отношений, и поддержка в сложных ситуациях.

Какими принципами управления вы руководствуетесь? 

В основном это фокус на понимании аудиторий, их ценностей, стиля жизни, их проблем и потребностей, развитие команды, их знаний и навыков, развитие лидерства и инициативы в командах, открытость и прозрачность в обсуждении проектов и принятии решений, обмен идеями, мнениями, дискуссия и двухсторонняя обратная связь.

Команды дают лучший результат, когда есть по-настоящему вдохновляющая цель, амбиция, мечта. Для постановки таких целей мы в командах используем методику OKR.

Также важно сохранять классную атмосферу внутри команды и с партнерами по проекту. Когда делаем что-то крутое, большое, новое, смелое – это уже вдохновляет всех, кто работает над такими проектами.

Хороший результат невозможен без понимания как то, что ты делаешь, влияет на бизнес и личные результаты.

Какими навыками, по вашему мнению, сегодня должен обладать руководитель, чтобы команда и сотрудники его считали лидером? 

Руководитель должен иметь видение, которое будет увлекать людей, находить решения и выход из любой сложной ситуации, сохранять оптимизм и поддерживать команду в их работе и развитии.

О преподавании

Расскажите про курс в КАМА. Как он возник и чему вы там обучаете? 

Он возник, можно сказать, под мой внутренний запрос, я какое-то время думала, что хотела бы преподавать, делиться знаниями, чтобы повысить качество того, какие бренды, и коммуникации создаются в Украине. Мне написала Татьяна Лукинюк, что ребята из КАМА хотят запустить курс по бренд менеджменту, и она может порекомендовать им меня в качестве куратора курса, если мне это будет интересно. До этого момента я училась в КАМА на курсе Art Direction, поэтому точно понимала, что КАМА правильное для меня место. Мы встретились с Сергеем Волком, обсудили концепцию и решили делать курс. Это было летом 2018 года, осенью мы запустили курс.

Я получаю удовольствие от того, что делюсь знаниями и от общения со студентами.

Мне очень нравится видеть, как растут студенты, какой прогресс происходит от старта курса до финального проекта. Я получаю большое удовольствие от того, что вижу результат своей работы в виде финальных проектов студентов, от обсуждения с ними, обратной связи и понимания, что вношу вклад и позитивно влияю на их рост и развитие, и в результате в Украине будет создаваться больше классных брендов.

Кто приходит к вам учиться и с какими запросами\проблемами? 

К нам на курс приходят маркетологи небольших, средних компаний, которые хотят понять, как работают с брендами международные компании, систематизировать свои знания, предприниматели, владельцы собственных бизнесов, которые хотят понимать, как создавать или развивать бренды более системно, студенты государственных ВУЗов, которые ищут практические знания, люди, которые хотят сменить профессию и хотят работать в маркетинге/бренд-менеджменте.

О балансе работа/личная жизнь

Как вы переключаетесь/расслабляетесь? 

Читаю и изучаю что-то новое, что интересно мне и не связано напрямую с работой, занимаюсь йогой, встречаюсь с людьми, проведываю родителей, провожу время с ребенком, путешествую. Микропереключатели на протяжении дня – это просто прогулка по улице или в кофейню, послушать интересный подкаст.

У меня все дела рабочие и личные записаны в один календарь и в один блокнот. В какой-то момент я поняла, что если не буду все фиксировать, то не смогу справляться со всеми задачами – работа, семья, ребенок, преподавание в КАМА, самообразование, обучение, отдых, забота о себе, домашние дела, общение с родными и друзьями.

Поэтому все это я вношу в календарь и записываю текущие дела в блокнот, в котором есть список рабочих и список личных задач. Могу порекомендовать книгу Getting things done by David Allen, рекомендации в ней очень помогают повысить личную продуктивность.

Мой график в рабочий день такой: встаю в 7 утра, делаю утреннюю рутину, душ и уход, стараюсь успеть сделать йогу, завтракаю около 8 утра, в это же время встает ребенок, которого мы с мужем собираем в детский сад. Около 9 утра начинаю работать из дома или кофейни, работа из офиса сейчас бывает редко. Бронирую в своем календаре время блоками 1-2 часа для работы, иначе череда зумов не оставит времени ни для чего другого. В среднем за день у меня 3-6 зум-встреч, остальное время занимает чтение почты, отчетов, аналитики, презентаций, новостей/статей. Для продуктивности важно поддерживать хорошее самоощущение, поэтому я стараюсь обедать в одно и то же время и делать небольшие перерывы, чтобы переключиться между задачами. Заканчиваю работу около 6-7 вечера, иногда, бывает, позже, если есть что-то срочное. С 6 до 8 вечера, пока ребенок с няней, я читаю, прохожу тренинги, делаю личные дела, слушаю подкасты. Вечером провожу время дома с семьей или встречаюсь друзьями, хожу на концерты, в кино, в ночной клуб.

Я интересуюсь психологией и модой. Психология всегда была мне интересна, потому что это о понимании себя и других людей, эти знания применимы и полезны и в личной жизни, и в бизнесе. Модой — потому что это наиболее эстетичная индустрия и она про выражение себя и своей личности через одежду. 

О развитии и женском лидерстве

Вы разделяете лидерство по принципу гендера? 

Я склонна считать, что стиль лидерства зависит от личных качеств конкретного человека, поэтому лидерами становятся разные люди, и чтобы быть сильным лидером, нужно работать над собой и над качествами своей личности. Меня радует, что тема женского лидерства сейчас остро актуальна и обсуждаема, и об этом пишут такие ресурсы как Harvard Businness Review.

Я искренне радуюсь успехам в карьере и бизнесе других женщин, потому что, несмотря на прогресс, в мире все еще много предубеждений относительно женского лидерства и женщин в бизнесе. У меня нет ролевой модели, но есть много женщин и мужчин лидеров, которые меня очень вдохновляют.

Как вы планируете свою карьеру дальше?

У меня есть краткосрочные и долгосрочные планы и несколько вариантов развития, среди которых есть приоритет. За последний год я много думала о том, чего точно хочу – получать максимум удовольствия и удовлетворения от того, что я делаю.