Медиаграмотность: Как научить ребенка распознавать фейковые новости

Методы отделения факта от фикшн

03.04.2017

Гибридные войны, активная пропаганда заставляет учителей разных стран задуматься и внедрять курсы не только о том, как защитить детей от лжи, но и как научить их проверять информацию и не поддаваться истерии, которую стремится вызывать пропаганда.

Так, в американском Мэрилэнде в средней школе используют фейковые онлайн-новости о знаменитостях, чтобы говорить об этом с 11-12-летними детьми. В Чехии старшеклассников учат опознавать российскую пропаганду. В Швеции школьники с 10 лет проходят курсы, как воспринимать новости.

Причины для этой активности есть. Согласно исследованиям, проведенным в начале марта общественной организацией Common Sense Media, 44% опрошенных подростков говорят, что различают настоящие и неправдивые новости, и в то же время 31% из них признался – они постили новости на своих страницах и только потом выясняли, что они лживые или некорректные. Раньше такой возможности у детей не было, ведь были традиционные «бумажные» медиа, которые подавали уже отфильтрованную информацию, но теперь этих фильтров нет, и каждый может опубликовать в сети все, что угодно.

Борьба с подделками

Так как же учителям, да и родителям учить детей к анализу информации? К примеру, педагоги из Ithaca College подготовили базовую анкету – вопросы, которые вы должны задать, читая ту или иную новость:

  • Кто это опубликовал?
  • Кто на этой новости заработал?
  • Кто может выиграть или понести ущерб от этой информации?
  • Что в тексте может быть важным?
  • Это надежная информация, как вам кажется?

Эти вопросы учителя из разных стран добавляют в свои курсы медиаграмотности, но на самом деле их важно задавать каждому человеку, который читает новости.

Некоторые «знаки лжи», впрочем, очень легко распознать. К примеру, у текста нет автора, заголовок напечатан только ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ, чересчур много различных знаков пунктуации или в заголовке написано, что «газеты вам такого никогда не расскажут». Все это указывает на то, что новость, скорее всего, сфабрикована либо содержит некорректные данные.

О роли цинизма в истории

Учителя, которые практикуют курсы медиаграмотности, говорят, что цинизм помогает, правда-правда. Ученики средних классов циничны сами по себе, поэтому могут эффективно применять этот прием.

Изучайте подделки

В школах Атланты практикуют чтение откровенно, абсурдно фейковых новостей, чтобы дети могли и посмеяться вместе, и изучить методы информационной лжи на самых отъявленных примерах. Более того, это лишь начало урока – ученики должны не только вычленить и описать методы неправды, разоблачить обман, но и написать об этом открытый отзыв на этот сайт или медиа-платформу.

Также ученики изучают сами сайты, на которых публикуются такие новости, почему они публикуются, исследуют, как такие новости распространяются, и это помогает им сформировать полезную привычку очень быстро понимать, заходя на новый для них сайт, правду он публикует, или ложь.

Источник: cnn.com

— Читайте также: StopFakeExperts: Реальная vs. мнимая компетентность и как их отличать