Метапрограммы — ключ к пониманию себя и других

Как распознание фильтров нашего восприятия помогает в коммуникациях и в жизни в целом

Когда у меня возникает очередная новая идея, первый человек, с которым я ее обычно обсуждаю, мой муж. Долгое время такие обсуждения проходили достаточно напряженно. Мне всегда казалось, что любимый придирается к каким-то еще не совсем продуманным мелочам. Ведь в целом же проект хороший! Наверное, я и дальше набиралась бы терпения перед очередным обсуждением, если бы мы вместе с мужем не приняли участие в тренинге о метапрограммах.

По своей сути метапрограммы — это фильтры нашего восприятия. Они формируются в детстве, до 7-летнего возраста.

В течение жизни метапрограммы могут меняться, хотя и очень редко, только в двух случаях: при целенаправленной работе над собой или при существенных изменениях в жизни (например, при переезде в другую страну).

Считается, что базовых метапрограмм около десяти. Многие из нас могли о них слышать или читать в соответствующей литературе. HR-профессионалы часто применяют методики определения метапрограммного профиля кандидата при закрытии вакансий. Знания о метапрограммах также используют специалисты по продажам — понимая фильтры восприятия клиента, можно кратчайшим путем найти к нему подход и убедить совершить покупку.

Что дает знание о метапрограммах? Самое основное — навыки эффективной коммуникации. Другими словами, понимание метапрограмм позволяет намного быстрее находить общий язык с собеседником.

Иногда во время беседы с другим человеком мы чувствуем дискомфорт, разговор складывается с трудом. Это может означать, что метапрограммы собеседников не совпадают, и вы это чувствуете на подсознательном уровне.

Как определить, какие метапрограммы работают для вас? Секрет достаточно прост: наши фильтры проявляются в структуре нашей речи. Обладая необходимыми знаниями, мы можем распознавать метапрограммы по тому, как человек строит свои высказывания, какие слова-маркеры употребляет.

К примеру, если в разговоре вы мне скажете «я еду в командировку, чтобы не сидеть в офисе», то я смогу поддержать беседу в вашем ключе: «конечно, в офисе сложно усидеть в хорошую погоду!». То, как вы построили фразу, показывает, что у вас работает метапрограмма мотивации «движение ОТ…».

А если бы вы сказали, что едете в командировку в очень красивый город, где никогда раньше не были и встретитесь с новыми людьми, это означало бы, что вам ближе метапрограмма «движение К…». И я бы строила свой разговор с вами на обсуждении красоты новых мест и новых впечатлений, которые вас ждут.

Кроме того, индивидуальные метапрограммы проявляются также в поведении человека и в способах решения поставленных задач.

Возьмем для примера метапрограмму «Внутренняя референция» — «Внешняя референция».

Если при принятии решений или оценке своего успеха вы привыкли в первую очередь руководствоваться своими внутренними убеждениями, у вас внутренняя референция. Если же для вас имеет значение, как другие люди о вас отзываются, или, делая выбор, вы предпочитаете опираться на советы друзей, у вас работает метапрограмма внешней референции.

Для клиентоориентированных бизнесов предпочтительны специалисты с внешней референцией, очень чувствительные к настроениям и ожиданиям своего клиента. В то же время руководитель с ярко выраженной внешней референцией часто неэффективен для компании, поскольку он старается во всем угодить сотрудникам и максимально избегает непопулярных решений.

Нет «плохих» или «хороших» метапрограмм. Каждая из них работает наилучшим образом для вас лично в определенных условиях.

Если ваш ребенок-подросток уже задумывается о будущей профессии, имеет смысл определить его основные метапрограммы. Это поможет сократить количество времени на «поиск себя» в кардинально различных сферах, потратив на это несколько лет жизни.

Подробнее о различных метапрограммах можно узнать из тематической литературы. Ну а знания и навыки по определению и применению метапрограмм лучше всего получить на специализированном тренинге.

Зато мы с мужем теперь точно знаем, что у нас разные метапрограммы по линии «Глобальный» — «Детальный (или Специфичный)». Теперь, поднимая очередную тему для обсуждения, я отлично понимаю, что мой муж пропускает информацию через свой фильтр «детальности» и зачастую ему просто не хватает фактов, на основе которых вести дальнейшую беседу.

Хочу пожелать всем нам новых открытий в понимании себя и своих отношений с близкими людьми.

Мы в Facebook