На своих двоих: 4 семейных веломаршрута по Украине

От Триполья до Подолья

02.06.2017

Сезон хорошей погоды уже открыт, а это значит, что пора проверить цепи и шины на наших велосипедах и отправиться на поиски приключений рядом с домом или в совсем новых неизведанных местах, где много интересного и даже загадочного. Туристическая серия «Україна. Відпочивай активно!» от издательства «АССА» выпускает путеводители с очень подробным и точным описанием маршрутов, пять из которых мы выбрали для оптимального семейного отдыха. 

Через Пущу к Киевскому морю (60 км)

Виноградарь — Пущинский киногородок — бобровая плотина — Гута-Межигорская — Лютеж — Киевское море — Новые Петровцы — Киев

Половина этого маршрута приходится на асфальтированные дороги. Старт на Виноградаре, через пешеходный мост выезжаем на Кольцевую дорогу и едем по ней, пока она не начнет сворачивать влево. Здесь начинается грунтовая дорога — она-то нам и нужна. По ней мы приедем в киногородок, где часто снимают фильмы о былых временах. Видите озеро? Выезжайте на дорогу, которая проходит севернее озера, пару километров на запад, второй поворот направо — и вы у речки Мощунки. Вдоль речки есть очень хорошая велосипедная дорожка, которая через 2 км переходит на другой берег реки и снова идет вдоль реки. Через 3 км есть спуск к реке (там же стоят столики и скамейки для пикника), и совсем недалеко, но чуть выше по течению — бобровая плотина.

Следующий пункт маршрута — село Гута-Межигорская. В селе стоит остановиться и посмотреть на дот времен Второй мировой войны, поврежденный взрывом: здесь когда-то проходила линия обороны Киева. Затем по грунтовой дороге езжайте вдоль реки Ирпень к дороге Демидов — Киев. Ирпень впадает в Днепр, по берегам луга и леса, в которых находятся старые укрепительные сооружения. Асфальтовая дорога ведет нас в Лютеж, с его околицы вы попадете на берег Киевского моря. Здесь можно сделать привал. Затем придется вернуться в Лютеж и дальше проследовать автодорогой Димер — Киев.

Остановитесь ненадолго в Старых Петровцах: там стоит памятник князю Святославу. В Новых Петровцах же находится интересный музей «Битва за Киев в 1943 году», здесь часто проходят реконструкции боев Второй мировой войны. Чтобы до него добраться нужно у Покровской церкви свернуть направо и проехать 2 км. На если повернуть налево, то можно попасть в Хату Савки и посмотреть на традиционный быт украинского села, собственноручно смолоть зерно на каменных жерновах и поучаствовать в каком-нибудь народном обряде. Возвращаемся на главную дорогу и едем Димерским шоссе к Киеву, где на площади Тараса Шевченко заканчивается маршрут.

Триполье — колыбель цивилизаций (70 км)

Киевский экспоцентр Украины (ВДНХ) — Пирогово — Феофания — Лесники — Ходосовка — Подгорцы — Триполье

Между 7 и 9 корпусами ВДНХ начинается дорога, которая ведет нас к музею под открытым небом в Пирогово. Следующий пункт велопрогулки — Феофания. От Свято-Пантелеймоновского монастыря спускаемся к прудам, здесь много беседок, мостиков и повсюду цветы. Из Феофании выезжаем в Хотов и, двигаясь по асфальтированной дороге, едем через Круглик, проезжаем озеро, лес. Там, где заканчиваются деревья, дорога прорезает высокий земляной вал. Это и есть знаменитые Змиевы валы.

С асфальта съезжаем на грунтовую дорогу, которая идет вдоль валов. Так мы прибываем в Ходосовку, откуда выезжаем к парапланерной горке: отсюда действительно летают спортсмены планерных видов спорта, в выходные здесь можно встретить инструкторов, которые могут поучить летать. Через Подгорцы, где стоит старинный деревянный храм, Михайловская церковь 1761 года, мы двигаемся к Триполью. Слева, над Днепром, видно частный музей трипольской культуры — Историко-археологический музей «Древняя Аратта — Украина», где можно осмотреть коллекцию находок времен трипольской культуры. Рядом, на холме работает и государственный музей. Здесь мы и заканчиваем маршрут. В Киев возвращаться удобнее электричкой. Станция находится между Трипольем и Украинкой, слева от дороги. Через два часа мы уже в столице.

Резиденции польских королей

с. Куты — пгт. Олесько — с. Подгорцы — с. Сасив — Центр космической связи — г. Золочев

Банальными могут быть стереотипы о замках Золотой подковы, но никак не сами замки! Они манят всех, кто о них слышал или любовался ими на фотографиях. Каждый замок — особенный по-своему. Здесь витает дух польской королевской эпохи: дамы в пышных платьях, любовные интриги, роскошные балы, кровавые бои и мужество храбрых рыцарей. Итак, в путь!

С главного железнодорожного вокзала во Львове мы отправляемся на электропоезде Львов-Здолбунов, а через полтора часа выходим на станции в с. Куты. Приблизительно через 900 м от путей, в селе, дорога сначала поворачивает направо, а потом налево. Двигаемся дальше, проезжая все село. На околице есть дорога направо — поворачиваем и едем по ней: издалека уже виднеется замок Олесько. Доезжаем до автомагистрали, пересекаем ее и двигаемся дальше.

Первый памятник архитектуры, который нас встречает при въезде, — монастырь капуцинов. Через 30-50 м от монастыря поворачиваем налево и выезжаем на дорогу, которая ведет к воротам Олесского замка. Вокруг замка можно проехать на велосипеде по парку, а вот внутрь с байком не пустят. Осмотрев замок, возвращаемся на знакомую дорогу и едем через село 600 м до развилки, где слева будет готический костел Святой Троицы (1525 г.)  От костела едем по той же дороге до автомагистрали, на которой сворачиваем направо, занимаем правую полосу и едем 7 км до знака, указывающего направление на Золочев (направо), поворачиваем и едем прямо.

Через полтора километра въезжаем в с. Подгорцы — придется выбраться на высокий холм, до развилки, где мы поворачиваем направо — там стоит корчма-заезд  XVIII в. Едем прямо вдоль забора до калитки и через нее попадаем на парковую аллею Подгорецкого замка.

Велосипеды оставляем у кассы. Осмотрев замок, возвращаемся по дороге в Подгорцы и едем дальше в направлении Золочева. На втором повороте направо сворачиваем и едем к монастырю отцов-василиан. В советские времена здесь располагалась больница, верующим монастырь был передан в 1991 году, и понадобилось всего несколько лет, чтобы полностью восстановить памятник. Рядом находятся остатки древнего городища Плиснесько, которое упоминается в летописях с 1188 года. Назад возвращаемся той же дорогой и продолжаем двигаться в том же направлении, что и раньше, доезжаем до села Сасив. В центре села будет поворот налево, поворачиваем и едем прямо, пока справа от себя не увидим деревянную церковь 1731 года. От церки возвращаемся на трассу и едем мимо села.

Вдалеке за полями виднеются две огромные спутниковые тарелки — это Центр космической связи «Азимут», который начал работать в 1974 году, тогда он был звеном космической межправительственной связи между Москвой и Вашингтоном и служил для трансляции отдельных передач. Таких сооружений на весь Союз было три. Сейчас антенна поменьше работает на Индийский регион, а большая — на Атлантический. Объект охраняется, поэтому мы сможем только посмотреть на него снаружи, фотографировать разрешается. Вернувшись назад на трассу мы продолжаем двигаться в сторону Золочева. В центре города нас ждет развилка — поворачиваем налево, а на следующей развилке — направо. Скоро мы увидим заезд в Золочевский замок 1634 года. Если вам повезет приехать до закрытия замка, то обязательно посмотрите Китайский дворец и камни тамплиеров, которые исполняют желания. Вернувшись в Золочев, добираемся до железнодорожного вокзала и возвращаемся на поезде Тернополь-Львов.

Замки и крепости Подолья (268 км)

Каменец-Подольский — Жванец — Хотин — Каменец-Подольский

Каменец-Подольский — Хотин стал классическим туристическим маршрутом. Каменец-Подольский прежде всего интересен крепостью и Старым городом, в котором насчитывается около 200 памятников архитектуры — зданий и сооружений XI–XIX вв., входящих в состав историко-архитектурного заповедника и находящихся под охраной ЮНЕСКО. Хотин также обязан своей славой крепости X–XVIII вв., которая стала съемочной площадкой многих известных фильмов. Между столь именитыми достопримечательностями остаются еще неизбитые дороги и приятные места для велосипедного катания.

Маршрут начинается от моста возле Старой крепости. По старой брусчатой дороге, которая когда-то была основной дорогой на Черновцы, поднимаемся в пос. Должок, который почти сросся с городом. Все время двигаемся по основной дороге, которая плавно движется по холмам. Дорога на Суржу практически не загружена, но и не особо примечательна, проезжается быстро. После Суржи въезжаем в Рихту — маленькое село, в котором когда-то кипела жизнь и шумели войны. Сразу при въезде находятся руины старой мельницы, которую большинство туристов, знающих, в какое село они попали, путают с замком. На самом деле от замка XVI в. осталось всего несколько оборонительных башен, одна из которых находится в усадьбе местного священника и служит погребом, остальные, в более запущенном состоянии, разбросаны по земельным участкам других жителей. Лучше всего сохранившуюся башню можно увидеть на противоположной от
мельницы стороне дороги, на пригорке.

От Рихты двигаемся по-прежнему по основной дороге в сторону Завалья, через Слободку-Рихтовскую, любуемся окружающими пейзажами балок и оврагов — некоторые из них представляют собой глубокие каньоны маленьких речек. В Завалье спускаемся по крутому спуску и разбитой дороге. В центре села сворачиваем на улицу вправо и доезжаем до дома с указателем «Летучая мышь» — это местный спелеологический центр. Здесь можно
заказать экскурсию в необорудованную пещеру «Атлантида», разнообразив таким образом свое путешествие. Во дворе спелеоклуба можно поставить палатки, воспользоваться кухней и банькой. Также возможно размещение небольшого количества туристов в частных домах, о чем необходимо договариваться заранее.

По крутому подъему, по которому вчера спускались, сегодня выезжаем из Завалья. От спелеоклуба на нужную дорогу ведет местами еле заметная грунтовка, которая резко сокращает путь. С дороги на Слободку-Рихтовскую берем первый поворот направо, нужная нам дорога — практически не сохранившийся асфальт, зато здесь отсутствует трафик. Все время держимся заданного направления, и дорога через 12 км приведет нас к Жванцу. Это село практически все туристы «пролетают», но мобильность велосипедистов позволит нам осмотреть романтичные руины замка и хорошо сохранившийся дот рядом с ними. Перед мостом на въезде в Жванец на слиянии реки Жванчик с Днестром поворачиваем на улочку влево и проезжаем до ее конца — отсюда открывается красивая панорама руин замка на противоположном берегу.

Сфотографировав окружающие красоты, можем отправляться на противоположный берег — к замку. Для этого необходимо будет после моста через Жванчик подняться вверх, повернуть влево на трассу и свернуть на самую ближайшую улочку слева. Свидетельством былых эпох является одна сторожевая башня XVI в., возвышающаяся над каньоном реки Жванчик. Само по себе место
очень живописное и тихое. Рядом с башней — хорошо сохранившийся дот (еще один такой же расположен над Днестром, недалеко от ресторана «Украина» и знака «Хмельницкая область»). Возвращаемся на трассу — дальше наш путь лежит в Хотин. После моста, соединяющего два берега Днестра и две области, до Хотина останется 3 км. После въезда в город не пропустите поворот направо, ведущий к крепости.

Крепость в Хотине относится к XIII–XVI вв. Все величие комплекса осознаешь, когда проходишь через первые ворота — впереди тянутся каменно-земляные укрепления, внизу, на скалистом мысе, огромной глыбой всплывает замок, окруженный земляными валами с бастионами. Сам замок и место его расположения настолько живописны, что всегда привлекали кинематографистов и художников. Кроме замка на территории сохранилась церковь Александра Невского 1835 г. и руины турецкого минарета. В Каменец-Подольский можно
вернуться по трассе, которая хоть и загружена, но благодаря хорошему асфальту и обочине проскакивается очень быстро. Заканчивается маршрут на въезде в Каменец-Подольский, на мосту «Бегущая лань». Отсюда мы можем отправиться на велопрогулку по городу. В первую очередь заслуживают внимания кафедральный костел Святых апостолов Петра и Павла 1502–1517 гг. (ул. Татарская, 20) — с колокольней, триумфальными воротами и турецким минаретом (в период турецкого правления XVII в. костел был отдан под мечеть), доминиканский монастырь XV–XVII вв. (ул. Доминиканская, 3), армянская Николаевская церковь оборонного типа XIV–XVIII вв. (ул. Армянская, 1), Троицкая церковь XVI–XX вв. (пл. Троицкая) и городская ратуша XV–XVIII вв. (ул. Польский рынок, 1).

Завершить маршрут лучше всего у Старой крепости (ул. Замковая,1). Перед нами предстанут мощные оборонительные укрепления и крепость, расположенные на окруженном живописнейшим каньоном р. Смотрич полуострове. Для Каменец-Подольского это программа-минимум, которую стоит выполнить. Маршрут можно упростить, не заезжая в пещеру «Атлантида» и проезжая весь путь по трассе от моста «Бегущая лань» и обратно. Тогда опытные велосипедисты могут одолеть его за один день, а начинающие или родители с детьми могут остаться ночевать в Хотине.

Цена путеводителей: ВелоКиївщина — 50,00 грн., ВелоУкраїна — 30,00 грн., ВелоКарпати — 80,00 грн.

Где купить: издательство «АССА»

— Читайте также: В Карпаты с детьми: Пешие маршруты от гида Фридриха Ефимовского