Наталья Холод: «Я выполняю одни и те же управленческие функции и на работе, и дома»

Учредительница агентства о том, как совмещать менеджмент и материнство

«Как ты справляешься с четырьмя детьми?» и «Как можно совмещать работу директора компании с миллионными оборотами и роль многодетной мамы?» — с этими двумя вопросами Наталья Холод, учредительница агентства коммуникаций «ВАРТО», сталкивается чаще всего. В какой-то момент она поняла, что они, по сути, являются ответом друг на друга — дома и на работе Наталья выполняет одни и те же управленческие функции. Сегодня она делится с WoMo принципами, которые работают и в менеджменте, и в материнстве.

Слушаем, утверждаем, устанавливаем дедлайны

К примеру, представьте, мне нужно договориться с тремя детьми (четвертый ребенок еще грудничок), как провести выходной день так, чтобы все были счастливы. Это еще те деловые переговоры, скажу я вам! Сами посудите: вопросов к обсуждению масса. Ведь нужно решить: чем заняться, куда пойти погулять, на чем поехать, что надеть… И у каждой дочери свой ответ, поэтому разногласий много. Сразу оговорюсь, что приказной порядок в нашей семье не работает: четыре несогласных бунтаря — это вам не один, даже очень-очень капризный, ребенок.

Так вот для коллективных договоренностей с нашими детьми работает абсолютно тот же инструментарий, что и в управлении коллективом на работе:

  • общая планерка с элементами мозгового штурма: «Дети, а давайте накидаем варианты, как бы вы хотели провести выходной»;
  • утверждение вариантов. «А теперь голосуем!». Но при этом я мягко склоняю несогласных на сторону всех;
  • установление дедлайнов. То есть мы проговариваем последовательность дел, часто еще и письменно составляем план дня, устанавливаем тайм-менеджмент по принципу Помидоро (без шуток, наши дети владеют этим методом), назначаем ответственных за этапы (у каждого ребенка есть задача и зона ответственности), а потом происходит контроль главных моментов родителем на выходе.

Топ-менеджмент и владельцы бизнесов, прочитав эти пункты, сразу узнают основные принципы, которые работают в коллективе во время переговоров.

Видим конечную цель

Сколько бы ни было вариантов и решений, нужно помнить о цели. В данном случае — как провести выходные, чтобы всем понравилось. Поэтому все члены семьи могут вносить свои предложения, но я контролирую процесс и понимаю, к чему это может привести.

То же правило работает и в бизнесе. Мы с клиентом четко обсуждаем цель сотрудничества и ожидаемые результаты. И если придется задать чертовски много вопросов — задаем их!

Нет слова «невозможно»

В нашей семье не используют слова: «не могу», «невозможно», «нереально». Дети понимают, что это попросту оправдания, чтобы ничего не делать. Мои девочки находят не отговорки, а решения. Например, если появляются какие-то трудности в учебе (новая тема, задачи, иностранные слова), то, сами понимаете, не всегда все получается с первого раза. Я учу детей выходить из трудных или нестандартных ситуаций следующим образом: если есть вопрос, задача, проблема — берешь и решаешь.

Возвращаясь к примеру, как провести выходные, чтобы все были счастливы? Четыре абсолютно разных ребенка и два взрослых человека! Поверьте, задача не из простых. Но вы же помните, в нашей семье привыкли искать варианты, а не отговорки.

В бизнесе работает тот же принцип. Меня часто спрашивают, в чем успех моей компании, которой уже 14 лет. Ведь основать свое агентство и поддерживать серьезные обороты в течение длительного времени в сфере маркетинга не так-то просто. Одно из правил работы моей команды с клиентами такое же: у нас нет ответа «невозможно». И я говорю это без преувеличения. Всегда можно подумать, как сделать так, чтобы реализовать даже самую нереальную идею.

Искренний интерес ко всему, что происходит

Большая семья — это бесконечное количество увлечений и предпочтений. Как найти подход к каждому из детей, чтобы остальные тоже остались довольны. Проще всего сказать: «Выходной день! Погуляйте во дворе или посмотрите телевизор. Дайте маме отдохнуть». Почему бы не ответить так своим детям и оставить их разбираться со всем самим? В бизнесе такое решение через время привело бы к плачевным результатам. Потому что как в работе, так и в семье важно вникать во все, что делают и чем интересуются дети.

Одно из правил агентства «ВАРТО» четко передает структуру работы компании: «Искренне интересуйся бизнесом клиента. Чем больше ты в курсе его жизни, тем эффективнее маркетинговые решения, предложенные тобой».

Пообещал — сделай!

Я не предлагаю своим девочкам то, что не готова выполнить. Ведь дети всегда помнят, что им пообещали родители, поэтому не нужно разбрасываться словами. Лучше честно признаться, что можно сделать, а на что пока нет времени или ресурсов.
Так и в работе с клиентами. Моя команда знает: «Не обещай то, что ты не сможешь дать. Даже если клиент очень хочет это услышать». Но если я уже что-то пообещала — сделаю в любом случае!

Следим за речью

Каждый взрослый хоть раз оказывался в ситуации, когда ребенок выводил из себя. И сгоряча можно сказать все что угодно. Кто работает с клиентами, тот знает, какое состояние может быть, когда получаешь 140-ую правку…
И в семье, и на работе я придерживаюсь правила: «О клиенте (а также о своем ребенке, партнере) всегда говорим хорошо, даже если он прислал очередную правку. Помним, что наши слова формируют наши мысли и отношение к людям и к проектам, и это сильно чувствуется!»

Это лишь некоторые принципы, которые работают в моей семье и помогают в бизнесе. Но таким образом мне удается находить гармонию и держать свой внутренний баланс. Поэтому у нас с мужем получается реализовывать грандиозные цели. Например, путешествовать семьей на другой конец света и возвращаться оттуда счастливыми родителями без побочных эффектов типа седых волос, сорванного голоса и заикания. Так что, друзья, в моей парадигме многодетность — это скорее прямой и безальтернативный путь достижения высот менеджмента.

— Читайте также: Управление рисками: Что мамы могут почерпнуть из теории менеджмента

Мы в Facebook