В прошлый раз мы детально разобрали теоретическую часть того, как правильно знакомить с деньгами малышей до пяти лет и начали осваивать практическую, самую понятную для деток методику — познание через игру. Сегодня предлагаю еще ряд «финансовых» игр для самых маленьких.
Игра «Магазин»
Цель игры: донести концепцию и предназначение денег, обучить денежным формам и величинам, приучить к аккуратному обращению с деньгами.
Необходимые материалы: яблоки или другие фрукты, монеты.
Суть игры:
Играем в магазин. Разложите на столе товар: например, яблоки. Попросите ребенка разложить их красиво «как на полке в магазине или на базаре» – например, вместе постройте пирамиду из яблок. Выдайте ребенку денежку: монетки и мелкие купюры.
Скажите: «Чтобы получить яблоко, дай мне монетку». Обменивайте одно яблоко на одну монетку, пока не закончатся все яблоки. Затем предложите малышу «выкупить» у него все яблоки обратно, предложив ему купюру. Объясните, что купюра «главнее» и ее можно обменять на несколько яблок.
Обсудите, какие предметы в вашем доме «стоят» монетку, а какие – банкноту (стакан – монетка, чайник – банкнота, салфетка – монета, стул – банкнота). Обязательно предложите затем сложить денежки: монеты – в копилку или в коробочку, а банкноты – в ваш кошелек. Объясните, что банкноты нельзя мять и рвать, потому что их можно обменять на большие и полезные предметы.
Игра «Делаем деньги – купюры»
Цель: изучить деньги как предмет с его физическими свойствами.
Необходимые материалы: бумага, карандаши, клей, старые журналы, ножницы, скотч.
Суть игры:
Мастерим собственные деньги. Возьмите мелкую купюру. Вместе обрисуйте на бумаге ее форму. Обратите внимание ребенка на то, что на банкноте всегда есть «рисунок» и это всегда лицо человека. Вырежьте из журнала чей-нибудь портрет, наклейте его, предложите ребенку разрисовать оставшуюся часть самодельной денежки. Предложите «заламинировать» скотчем для прочности. В дальнейшем можно использовать как игровую денежку.
Игра «Мастерим шкатулочку»
Цель: изучить деньги как предмет с его физическими свойствами, обучить денежным формам и величинам, приучить к аккуратному обращению с деньгами.
Необходимые материалы: бумага, карандаши, клей, старые журналы, ножницы, скотч.
Суть игры:
Расскажите ребенку, что все денежки – и настоящие, и те монетки и бумажные купюры, которые мы смастерили сами, – любят жить в порядке. Им нужен специальный «домик». У взрослых есть кошелек, а деткам нужна красивая коробочка.
Рассмотрите вместе ваш кошелек: в нем есть отделения для монет и бумажных денег.
Теперь смастерите шкатулочку для ребенка. Это может быть просто красивая коробка с перегородками или склеенные вместе несколько коробок одного размера.
Главное, чтобы ребенок был причастен к процессу производства хранилища для своих денежек и чтобы для разных типов денег были предусмотрены отдельные ниши.
Практика «Анализ сказок»
Цель: донести концепцию и предназначение денег «деньги во благо», обучить денежным формам и величинам.
Необходимые материалы: книги, фильмы с эпизодами, связанными с деньгами. Перечень рекомендованных книг и фильмов в зависимости от возраста:
- «Муха-Цокотуха»
- «Приключения Буратино»
- «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна»
- «Серебряное копытце»
- «Али-Баба и 40 разбойников»
- «Неразменный рубль»
- «Незнайка на Луне»
Суть практики:
Выберите сказку и посмотрите или прочтите ее вслух.
Теперь вы можете просто обсудить ее согласно предложенному ниже подходу или предложить ребенку нарисовать предложенного героя, а затем обсудить.
Примеры обсуждения:
«Как повезло Мухе-Цокотухе. Она нашла такую большую денежку, что смогла купить большой самовар, а не всего лишь одну конфетку, которую съела бы сама, но ей нечем было бы угощать друзей. А за большую денежку она купила большой самовар и пригласила к себе гостей пить чай вместе».
«Буратино хотел закопать в землю монетки, чтобы выросло дерево. Но ведь монетки – из металла. Они лежат у нас в коробочке и не прорастают. Лиса Алиса и Кот Базилио обманули Буратино, чтобы забрать его монетки, когда он пойдет спать. Поэтому денежки всегда нужно аккуратно складывать, чтобы они оставались в сохранности».
Итого: чему должен научиться ребенок к 5–6 годам
- Уверенно держать в руках монетки и бумажные деньги.
- Уметь складывать деньги в кошелек, знать предназначение разных отделений в бумажнике.
- Понимать ценность денег: их нельзя разбрасывать, мять, рвать.
- Осознавать, что деньги можно обменивать на желаемые предметы.
- Понимать, что на бумажную денежку можно получить больше предметов или больший предмет.
- Знать, что денежки побывали в руках у многих людей, их нельзя брать в рот, а после того, как подержали их в руках, руки нужно мыть.