C какого возраста «уже пора» учить финансовой грамотности? На самом деле, обучение начинается тогда, когда вы впервые даете ребенку в руки монетку. Здравый смысл подсказывает, что поскольку монетки не являются стерильными и даже просто очень чистыми, давать их ребенку стоит с того возраста, когда он перестает знакомиться со всеми предметами «на вкус».
Я начинаю цикл статей, в которых расскажу вам об этапах финансового развития детей по возрастам, вплоть до 16-летия и дам практические игровые формы обучения.
Итак, приступим.
До 5 лет: знакомимся с деньгами
Наш первый блок игр ориентирован на возраст «до 5 лет». Присоединяйтесь, как только решитесь дать ребенку копеечки для игры! Первые игры этого раздела будут ориентированы в основном на знакомство с деньгами как с физическими объектами, потому что дети до 5 лет:
— изучают предметы с точки зрения их физических свойств и функций;
— уже понимают, что деньги – это монеты и бумажные банкноты, которые подлежат обмену на вещи, чтобы те им принадлежали;
— еще не понимают разницы между денежными величинами;
— еще не понимают, что деньги – это средство для комфортного благоустройства, то есть«обмен обмену рознь».
Как только дети начинают приобретать базовое понимание денег и требовать вещи, с ними надо играть в игры, которые:
— раскрывают взаимосвязь «желаемый объект – деньги»;
— обучают денежным формам и величинам: бумажные «старше» монет;
— обучают концепции и предназначению денег: деньги во благо.
Что же это за игры? Приготовьтесь к тому, что во всех из них денежка – основной объект. Поэтому призываю вас каждый вечер складывать мелочь из ваших кошельков в специальную копилочку или шкатулку. Монетки очень пригодятся для игр с малышом!
В этом возрасте финансовые игры с детьми могут быть двух видов: односторонние и совместные. Выбор формы зависит от того, насколько ребенок понял базовые принципы и концепцию денег. Как это проверить?
Игра «Панно из монеток»
Цель: изучить деньги как предмет с его физическими свойствами.
Необходимые материалы: картон, клей «Момент», карандаши, монетки (несколько десятков).
Суть игры:
Вместе с ребенком выберите рисунок, который вы хотите видеть на панно: это может быть цветок, рыбка или солнышко – крупный объект, состоящий из небольшого количества деталей.
На листе картона карандашом наносим «выкройку» и заполняем ее монетами, крепя их с помощью клея. Когда произведение высохнет – его можно даже оформить в раму и повесить на стену!
Во время этого развлечения просите ребенка держать монетки в руке, складывать из них стопочки, катать по столу, ощупывать. Приучайте его к монеткам как к предмету.Объясняйте при этом, что денежки не игрушка, а важные предметы.
Игра «Орел или решка»
Цель: изучить деньги как предмет с его физическими свойствами.
Необходимые материалы: монета.
Суть игры:
Все очень привычно и давно известно взрослым: подбрасываем монетку и загадываем желание. Можно решить таким образом, в какую сторону пойдем гулять или какие игрушки начнем собирать в первую очередь: кубики или конструктор.
Предложите попробовать поставить монетку на ребро. Попробуйте подкидывать сразу несколько монет.
Игра «Исчезающая монетка»
Цель: изучить деньги как предмет с его физическими свойствами.
Необходимые материалы: наполненная водой стеклянная банка с крышкой емкостью 1 литр, монетка.
Суть игры:
Закройте банку, наполненную водой, крышкой. Дайте ребенку в руки монетку, попросите потрогать и убедиться, что это самая обычная монета. Затем предложите положить монету на стол. Спросите, видит ли он монету, и он, конечно, подтвердит, что видит.
Теперь поставьте на монетку банку с водой. Скажите волшебные слова: «Чудо! Монета, исчезни!». Предложите ребенку посмотреть сквозь воду сбоку банки и ответить, видит ли он монетку на столе? И куда же она пропала?
После того как ребенок не сможет увидеть монетку, заставьте ее появиться вновь. Скажите: «Чудо! Монета, появись!». Теперь поднимите банку и монета снова окажется на месте. Объясните ребенку, что, когда вы ставите на монетку банку с водой, кажется, что монетка исчезла. Но ее просто не видно из-за воды.
Объяснение для более взрослых детей: при определенном угле падения света происходит отражение – отбрасывание света от поверхности обратно, и монетка не видна снаружи.