Оксана Рома, глава The LEGO Foundation: Сила эмоции является той силой, которая включает внутреннюю мотивацию ребенка

Глава The LEGO Foundation о имплементации новой украинской школы, подготовке учителей и ключевых задачах LEGO Foundation в мире и Украине в частности

26.12.2019

Виктория Покатис, главный редактор портала WoMо

 

Оксана Рома, глава The LEGO Foundation о имплементации новой украинской школы, подготовке учителей и ключевых задачах LEGO Foundation в мире и Украине в частности.

В чем суть деятельности The LEGO Foundation в Украине?

Миссией компании LEGO и The LEGO Foundation является вдохновлять и развивать создателей завтрашнего. И это не пустые слова, а реальные действия и проекты. Компания LEGO была основана в 1932 году, и на определенном этапе развития, а именно в 1986-м, был создан корпоративный фонд The ​​LEGO Foundation, который сегодня владеет 25% акций компании. То есть все дивиденды по акциям направляются на запуск образовательных и научных проектов в различных уголках мира, а также на поддержку развития детей, находящихся в кризисных ситуациях, внутренне перемещенных лиц, беженцев и т.д. Недавно Фонд оказал помощь детям в размере $100 млн, пострадавших от кризиса в Эфиопии и Уганде.

В Украине The LEGO Foundation работает с 2010 года в партнерстве с Министерством образования и науки Украины. Его цель – содействие развитию образования в стране.

Какие направления The LEGO Foundation развивает в Украине?

Сегодня пора менять подходы в образовании, которые должны быть естественными для ребенка

У The LEGO Foundation четыре основных проекта в Украине, три из которых объединены одним названием «Обучение через игру»: в дошкольном образовании, в начальной школе, в учреждениях высшего образования и последипломного педагогического образования. Четвертое направление – это научные и мониторинговые исследования.

Сегодня все очень быстро меняется. Мы не знаем, какие профессии нам понадобятся через 5-10 лет. Визионеры и бизнес-лидеры говорят, что те академические знания, к которым мы привыкли, уже не являются условием успеха в жизни. Еще 20 лет назад единственными источниками информации для детей были учителя и библиотеки. Сегодня роль педагогов остается очень важной, но она кардинально меняется: учитель становится тем, кто учит детей коммуницировать с миром и друг с другом, развивает креативность и умение работать в команде. Именно этих навыков сегодня не хватает многим из нас, независимо от возраста.

The LEGO Foundation стремится помочь образовательному сообществу внедрять те методы и подходы в обучении, которые сегодня являются наиболее эффективными и способствуют всестороннему развитию ребенка. Фонд тесно сотрудничает с ведущими университетами мира в Кембридже, Гарварде, Массачусетсе. Все ученые сходятся во мнении, что пора менять подходы в образовании, которые должны быть естественными для ребенка. Что естественно для дошкольников? Конечно, игра. А для детей в начальной школе? Деятельный подход, который развивает сквозные умения ребенка. Очень важно наряду с когнитивной сферой развивать социальную и эмоциональную составляющую. Научно доказанный факт: информация, которая осознается через ментальную включенность, движение, эмоции может стать действительно знаниями. Сила эмоции и является той силой, которая включает внутреннюю мотивацию ребенка.

Вы работаете в отдельных регионах или по всей стране?

Обучение  это непрерывный процесс, который не имеет стен и ограничений.

Чтобы внедрить изменения, невозможно действовать локально, нужна целостность и системность в масштабах страны, которые мы и выстраиваем в рамках проектов.

В частности, в дошкольном образовании активно работаем в 250 детских садах в 10 областях Украины. Они получают игровые наборы LEGO, которые не продаются в магазинах. Девять тренеров The LEGO Foundation Украины предлагают этим дошкольным учреждениями  тренинговуюя и коучинговую поддержку педагогов.

Тренеры помогают овладеть педагогам искусством рефлексии и саморефлексии, ведь педагог должен осознавать , почему он это делает или почему должен делать на определенном этапе. Именно эти детские сады станут в будущем платформой для прохождения практики студентами.

В начальной школе мы внедряем принципы новой украинской школы, цель которой – всесторонне развитый ребенок – когнитивно, социально, креативно, эмоционально и физически. У нас есть экспертиза и опыт того, каким образом должен происходить образовательный процесс, где ведущую роль играет интегрированное и деятельное обучение. В течение 2018-2021 годов мы обеспечим все первые классы начальных школ Украины, в государственной и коммунальной форм собственности, а их 16 тыс., наборами «Шесть кирпичиков» и игровыми наборами LEGO. Благодаря наборам LEGO педагоги могут предлагать детям проектные задачи, открытые задания и т.д. LEGO – это импульс, ключ, который открывает дверь в деятельное обучение. Как показывает опыт, этот инструмент помогает учителю переосмыслить подход к обучению и побуждает детей к дизайн-мышлению.

The LEGO Foundation тесно сотрудничает со 146 школами, где проводятся тренинговые программы  деятельного обучения, выстраиваются команды, готовятся лидеры новой украинской школы.

Кроме того, в трех вузах и трех институтах последипломного педагогического образования мы внедрили модули по деятельному обучению. Данное обучение проводится не в обычных аудиториях, а в специально созданных классах или хабах, где воспроизводится реальная картина будущей работы с детьми, то есть реальная картина профессиональной жизни учителей.

Часть пар проходит за пределами аудитории – на улице, в парках, потому что сегодня обучение не ограничивается стенами класса. Обучение – это непрерывный процесс, который не имеет стен и ограничений. Даже по дороге из школы домой ребенок может изучить и понять многие вещи.

Самым сложным в работе с преподавателями вузов является донесение трех главных моментов.

  • Первый – помочь преподавателю понять путь перехода от себя прежнего к себе новому – тренинговому, деятельному, гибкому.
  • Второй – объяснить, что придется выдерживать натиск коллег, которые еще не признают новый подход в образовании.
  • Третий – рефлексия, ведь мы ставим перед собой большую цель – помочь становлению педагога-дизайнера, который стремится отойти от одного правильного ответа, от педагогики шаблонирования, копирования и навязывания своего видения ребенку.
  • Научные исследования – четвертое направление нашей деятельности – помогают нам сформировать основу для других инициатив, разработки методик и анализа результатов проектов, которые мы внедряем.

Почему для этих проектов была выбрана Украина?

Украина имеет политическую волю на осуществление реформ, есть структура, которая позволяет внедрять проекты, и главное – у страны именно сейчас есть возможности для осуществления изменений, команда тренеров, о которой я упоминала, и у нас есть готовность.

Вы сказали, что в Украине работает девять тренеров The LEGO Foundation. Как таким количеством людей можно осуществить такие масштабные изменения?

Ответ на этот вопрос очень прост: если мы верим в то, что делаем, если мы относимся к этому не только как к работе, если мы уверены, что за этим будущее, то нет ничего невозможного.

Каким образом происходит взаимодействие команды в Украине с главным офисом в Дании?

Существует стратегия The LEGO Foundation, для Украины она разработана до 2025 года. Мы ориентированы на то, к чему должны стремиться, но с точки зрения тактических действий нам ничего не навязывают. Мы понимаем, что наша задача – способствовать развитию образования и изменению подходов педагогов, а дальше каждый руководитель проекта должен отработать стратегию, которая будет действенной в рамках контекста. Эту стратегию нужно согласовать и утвердить на уровне руководства фонда.

Кроме того, мы тесно сотрудничаем с главным офисом, который предоставляет нам результаты исследований, информацию о современных подходах и об опыте других стран. Мы этот контент адаптируем и интегрируем на локальном уровне.

Каким образом мы можем отследить изменения образовательного процесса?

Мы отслеживаем динамику перехода учителя от роли передатчика информации к роли дизайнера, фасилитатора. Мы смотрим на то, как меняется учитель, атмосфера в классе, мотивация детей, как у них развивается умение взаимодействовать друг с другом в командах, быть активным участником процесса, а не пассивным наблюдателем. Важным индикатором трансформационных процессов является эмоциональное состояние детей и их настроение.

В классах есть экраны настроения, на которых ребенок каждое утро отмечает стикером свое настроение, с которым пришел в школу. Задача учителя – помочь ребенку понять, почему он грустный, веселый, радостный и т.д. Это то, чему нас в школе не учили. Когда дети во время урока меняют отметку на экране,  это сигнал учителю о том, какое его действие или фраза повлияли на настроение ребенка, изменили его ресурсное состояние.

Это очень важно, потому что новая украинская школа – это школа психологического комфорта, радости и познания.

Где учителю взять столько энергии, чтобы хватило на целый день такой работы?

Это очень сложно, но учитель, который осознает свою миссию, принимает данный вызов. Конечно, когда 40 детей в классе, найти энергию для каждого – сверхсложная задача. Это наши реалии, и мы должны с ними работать. Мы очень благодарны тем учителям, которые взяли на себя эту ответственность и движутся с нами вперед. Что-то получается, что-то не получается – это путь, который надо пройти.

В школах новой концепции дети сидят не друг за другом, а глядя друг другу в глаза. Это также одна из идей новой украинской школы – чтобы дети видели и слышали друг друга. Сегодня жизнь вне школы проходит в виртуальном мире, где дети видят только экраны. Наша задача – научить их видеть, коммуницировать, взаимодействовать друг с другом. Мы люди, а не роботы, поэтому акцент, который мы делаем на эмоциональном и социальном развитии, является чрезвычайно важным для успешной реализации в мире завтра.

Вы работаете со многими детскими садами и школами, но в Украине их тысячи. Что делать в других заведениях?

К сожалению, мы не можем взаимодействовать лично с каждым учителем, но стараемся донести информацию до как можно большего количества педагогов различными путями: посредством серии каскадных тренингов, педагогических онлайн-сообществ, вебинаров, live-сессий и т.д. Мы также побуждаем педагогов осознать, что образование сегодня не замыкается только в рамках образовательного поля. Современное образование – это широкое понятие, включающее и экономику, и бизнес, и медицину, и многое другое. Я всегда говорю учителям: «Если вы хотите оставаться интересными детям, то должны ориентироваться в происходящем сегодня в различных сферах жизни, тем более в тех сферах, которые станут рабочими местами для этих детей в будущем». Процесс современного обучения непрерывный. Чтобы быть успешным, нужно использовать информацию из разных источников, разбираться в ней и обязательно рефлексировать, чтобы выбрать ключевое.

Почему вы выбрали этот проект для себя?

Мне очень хочется, чтобы педагоги поняли, что в их классах не просто 30 детей по списку, а будущие врачи, ученые, водители, руководители, разработчики. Каждый ребенок создает будущее нашего мира, и сегодня мы должны научить их выражать свои мысли, брать на себя ответственность, развивать идеи, обосновывать, реализовывать, действовать…

Я глубоко осознаю свою миссию и важность действовать сегодня для мира завтра.

Источник фотографий www.legofoundation.com