Оксана Соколова о профессии тележурналиста

Чем полезна математика для журналиста, кто может работать на телевидении и для чего телеведущим нужно читать поэзию

Профессия журналиста в нашей стране довольно популярна, учитывая ежегодное количество поступающих на специальность. Но так ли необходимо профильное образование человеку, мечтающему строить карьеру на телевидении? В чем особенности работы тележурналиста? И как меняет человека эта профессия? На эти вопросы отвечает телеведущая канала ICTV, журналист Оксана Соколова.

Как нашла свою профессию

По специальности я — телевизионный журналист, поэтому мое развитие по карьерной лестнице прошло как по нотам. После окончания университета я попала на черкасский телеканал, который только начал свою деятельность, это было в 1993 году… Но, честно говоря, я не помню, когда ко мне пришло осознание, кем я хочу быть. Весь десятый класс каждый день мы с мамой обсуждали, кем я буду. Для меня это была каторга, я знала, что вот приду домой, и опять начнутся эти обсуждения. Бабушка хотела, чтобы я стала медиком, как она, но в какой-то момент они с мамой отступили. Я же собиралась заниматься математикой, заочно окончила физико-математическую школу. Журналистика возникла как-то спонтанно: тогда одним из условий поступления было предоставление письменной рекомендации от какого-либо издания. И молодежная газета, для которой я писала, мне этой рекомендации не дала, мол, я не потяну. Возможно, это был такой себе способ протеста, ведь я – амбициозный человек, и мне хотелось доказать, что эта профессия мне по плечу.

Хотя сегодня, когда мы с сыном обсуждаем его будущее, я понимаю, что математика, безусловно, нужна. Математика – это не про то, как хорошо считать, это про умение мыслить логично и системно. Я и сейчас люблю выстраивать все в таблички и схемы. И мои коллеги часто смеются: «Сейчас придет Соколова и начнет нам рисовать графики». Зато у меня всегда и все разложено четко по полочкам.

Какими качествами должен обладать человек, чтобы преуспеть в профессии тележурналиста

Самое главное качество — это любопытство, потому что эта профессия одна из не многих, которая не ограничивается рабочим временем. Слова о том, что «журналистика – это образ жизни», — не пустой звук, потому что это твое отношение к жизни. Настоящий профи смотрит на мир глазами журналиста, где бы он ни находился – в аэропорту, в магазине… А для того, чтобы подмечать интересные детали, видеть истории, нельзя быть пассивным и не любознательным. Я считаю, что любопытство либо дано, либо нет. Но что касается качеств, которые развиваются, это вот внимание к деталям вокруг себя, прежде всего.

И, конечно, хорошим журналистом может стать человек с большим внутренним багажом, который много читает, постоянно в поиске чего-то нового. А если внутри — «пустое ведро», то все, что будет туда падать, ничего кроме звона не принесет.

Что касается работы на телевидении, то здесь журналисты должны мыслить именно картинкой. То есть любую информацию они представляют в визуальных образах, и это ключевое отличие от всех остальных видов журналистики.

Каким должно быть образование

Я не вижу смысла в профильном образовании для журналистов. Наверное, можно пойти на магистратуру на год, чтобы понять технологические какие-то вещи, но в принципе и полгода практики для этого может быть достаточно. Я никогда не выбираю людей из-за образования. Я считаю, что тот факт, что  у нас в стране 72 факультета журналистики, —  это нонсенс, это продажа «корочек» всем, кто хочет эти «корочки» иметь. И не больше.

Мне кажется, что в Украине еще осталась сильная средняя школа, но вот высшая школа у нас близка к состоянию ликвидации. Журналисты приходят из институтов в нулевом состоянии. И это я могу говорить абсолютно откровенно. Ситуация, которую мы имеем, вызвана нежеланием государства заниматься образовательной системой в стране. И вот те подвижки, которые начались в системе образования начальной школы, — это героический подвиг группы женщин: Иванны Коберник, Оксаны Макаренко, которые решили менять положение дел ради своих детей. Но, что касается высшего образования, — у государства нет никакого желания развивать его.

Считаю, что мы на пороге профессиональной катастрофы и дальше будет только хуже, потому что не выросло поколение специалистов.

Плюсы и минусы работы

Работа тележурналиста технологически более сложная, потому что цепочка значительно длиннее, чем у газетчиков или радиожурналистов  – сбор информации, подготовка текста, монтажи. А вот по глубине исследования она наверно проще, чем журнальная. И, конечно, график работы  журналиста не нормирован. Я уже давно поняла, что на телевидении работает особый сорт людей. Здесь, наверное, 80% не имеют семьи, — это люди, живущие работой.

Как выглядит типичный рабочий день

Как правило, утром я редактирую или пишу какие-то тексты, пока у меня еще свежая голова. Потом я еду на канал или какие-то встречи, летучки. Вечером в чате в Фейсбуке я общаюсь с редакторами по тем или иным проектам , — с десяти вечера на телефон постоянно приходят уведомления. А если ты в 12 ночи задашь какой-то вопрос своей команде, тебе тут же ответят минимум пять человек. Вот такая жизнь, и тебе либо в ней комфортно, либо ты просто тут не работаешь.

Как справляться со стрессом

Последние два года было непросто. Я поняла, что  у меня просто нет моральных сил появляться в эфире. Это очень тяжело. Я могу отключиться и отдохнуть, если куда-нибудь уезжаю. Лучше всего — на природу, где нет людей, а есть просто деревья, море, горы. Это выход для меня.

Какой отпечаток оставляет профессия тележурналиста на личности человека

Ты очень социализирован, критично подходишь ко всему и постепенно становишься страшным циником. Мы недавно на летучке обсуждали новый проект, который будет рассказывать о громких делах прошлых лет. Оказалось, что большинство этих дел так или иначе связаны с убийствами. И вот все сидят и спокойно обсуждают постановочные моменты, как это все изобразить. Когда со стороны на это смотришь, то понимаешь, что степень цинизма реально зашкаливает. Профессия в этом плане меняет.

Что читать

Следить нужно за всеми новинками, для того чтобы понимать, чем живет мир. Это касается и театральных работ, и кино, и книг. Нужно интересоваться культовыми книгами. Если все активно обсуждают «Атлант расправил плечи»  Айн Рэнд, значит стоит для себя понять, что же в ней такого знакового? Нужно читать классиков, потому что они формируют ключевые, фундаментальные понятия; нужно читать исторические романы для того, чтобы понимать пропорции мира. Люди, которые хотят работать в радио- или тележурналистике, обязательно должны читать поэзию, потому что ничто не дает такого владения словом. И вечного Тараса Шевченко, и нежную Цветаеву, и разрывного  Башлачева…  Поэзия – это образы, это умение одной фразой выразить глубокую суть,  сказать ярко и емко, — то, чего не может проза. Поэтому нужно читать и хороших поэтов.

Беседовала Татьяна Касьян

— Читайте также: Лилит Саркисян о профессии арт-директора