Олег Деревянко: «Школьные знания должны стать практическими навыками, применяемыми в жизни»

Заместитель министра образования Украины о современных видах грамотности и создании новых школ-хабов

школьное образование в украине

«Реформы в образовании не должны быть ради реформ. Образование не должно быть формальностью. Мы должны осознавать, что конечная цель — это не образование, а использование его в жизни. Мы уделим меньше внимания высшему образованию так, как оно на данный момент получило самостоятельность, и мы пытаемся дать возможность университетам развиваться, не вмешиваясь в их дела. Меньше внимания в последнее время уделялось школьному образованию», — заместитель министра образования Украины Олег Деревянко в рамках пресс-брифинга «Образование будущего: Как его построить в Украине?» рассказал, на чем будут сделаны акценты в школьном образовании в будущем.

Новая школа

Говоря о школе будущего, нужно сказать о том, что она будет включать в себя 4 элемента: содержание, программы, новые учителя (специалистов будут готовить согласно новой программе) и новая материально-техническая база (100 млн. грн. в этом году было выделено на модернизацию кабинетов для прикладных наук).

Мы хотим внедрить так называемые School HAB, система, при которой будут работать центральные школы-хабы в различных областях с возможностью создания маленьких дочерних школ (по области). Каждый ученик этих маленьких школ будет иметь возможность обращаться в центральные школы-хабы — опорные школы. Последние, в свою очередь, будут работать как опорные школы, оснащенные современными лабораториями, центры практики с новейшими кабинетами для практических занятий.

Если говорить конкретно о содержании образования, то необходимо выделить 4 новых вида грамотности для школ ХХІ века:

  • финансовая;
  • цифровая;
  • гражданская;
  • глобальная.

Также в этих школах будут уделять внимание следующим трем основным навыкам: мышлению, общению и взаимодействию.

Новые акценты

Образование будущего должно быть настроено на:

— теорию и практику, в отличие от большой теоретической нагрузки, на которую ориентировались ранее;

— развитие IQ + EQ;

— изучение дополнительных курсов, помимо основной программы (психология, социология и пр.) ;

— компьютерную грамотность, в том числе и основы ІТ-специализации;

— интегрированные уроки (паспорт профессий, к примеру, в игровой форме объяснение особенностей профессий);

— на привлечение тьюторов, которые не только будут преподавать материал, но и помогать в практических занятиях.

Украинское образование должно не стоять особняком от мирового, а являться одним из его составляющих. Вскоре наша страна присоединится к Международной программе по оценке образовательных достижений учащихся  Pisa.

Польша, кстати, когда первый год принимала участие в этом тестировании, дала очень низкие показатели. Но, узнав о своих слабых сторонах, страна значительно повысила свой уровень образования.

Наша задача — не просто воспитать умных людей, но сделать акцент на успешность. Люди, получающие образование, должны осознавать свою цель, а школьные знания должны стать практическими навыками, применяемыми в жизни.

Мы в Facebook