Особенности школьного образования в Финляндии

Глазами американского преподавателя

11.02.2015

Знаете ли вы, что дети, беспрерывно занимающиеся учебой, рискуют преуспеть в ней меньше тех, кто позволяет себе долгие паузы в запоминании нового материала? Рассказ американского преподавателя Тима Уолкера, работающего ныне в школе в Хельсинки, тому подтверждение. 

Как настоящий зомби, Сами, один из моих пятиклашек, неуклюже подошел ко мне и прошептал: «Мне кажется, я с таким расписанием скоро взорвусь!». И я поверил ему и красным пятнам, постепенно покрывающим его лоб и шею.

«Мда, — подумал я. — Отлично же я начал свой первый год преподавания в Финляндии». Это был только третий день в школе, а я уже довел ученика до предела. Когда я отвел его в сторону, то быстро понял, почему он расстроен.

На протяжении первой недели в школе, я вел уроки у пятого класса. Обычно ученики и преподаватели в Финляндии после 45 минут урока уходят на 15-минутные переменки. Во время перерывов школьники играют на улице или общаются с одноклассниками, пока учителя ведут беседы, попивая кофе.

Я не видел смысла в этих частых переменах. Когда я преподавал в США, то проводил несколько часов подряд со своими учениками в классе. И эту модель я пытался внедрить и в Финляндии. Финны показались мне слишком мягкими, а я считал, что дети лучше усваивают материал, когда уроки длиннее. Поэтому я решил, что занятие для моих учеников будет длиться полтора часа (два урока по 45 минут), после чего у них будет перерыв не 15, а 30 минут. Теперь же мне стало понятно, почему лицо Сами приобрело багровый оттенок.

Задумавшись, я пришел к выводу, что американский подход не так уж и хорош. Мои ученики в США после первых 45 минут теряли всякую охоту к обучению, начинали медлить и тормозить, хотя никто из них не пожаловался мне, как Сами. С этого момента я решил опробовать финскую модель.

После изменения расписания мне не доводилось больше видеть пугающие багровые лица детей в моем классе. На протяжении всего года мои ученики вприпрыжку вбегали в класс после 15 минут перемены, а что самое главное — они не теряли внимания на уроках.

С начала я думал, что сделал огромное открытие: частые перерывы помогают ученикам подольше оставаться сосредоточенными. Но потом я понял, что финны догадались об этом еще в 1960-х, именно тогда и начала внедряться эта модель. Преподаватели отправляли детей на улицу — неважно шел ли дождь, или светило солнце. Но на самом деле, дети не обязательно должны проводить перерывы на улице, что подтверждает эксперимент американского психолога Энтони Пеллигрини. В рамках исследования ученики начальной школы в течение перемены проводили время не на открытом воздухе, а в стенах школы, и все равно оставались сосредоточенными на последующих уроках. Важно то, сколько свободы мы даем детям.

Если дети все время находятся под контролем учителей, то смысла в этих перерывах нет вовсе. Именно свободное пространство для игр, действий помогает им развивать социальные компетенции. В это время они не только отдыхают или развлекаются, они учатся взаимодействовать, общаться, находить компромисс — те навыки, которые пригодятся им во взрослой жизни.

Как педагог я всегда стараюсь улучшить свою систему преподавания с помощью различных экспериментов. Я понял в Финляндии, и не без помощи того самого пятиклассника, что перерывы нужно рассматривать как способ для эффективного обучения и не винить себя, из-за того что дети не просиживают полтора часа на уроке. И давайте посмотрим правде в глаза, взрослым так же необходимы перерывы, как и детям.

По материалам: theatlantic.com

- Читайте также: Верните детство своим детям