Осознанная «осознанность», или В чем настоящий смысл жизни

Почему это важно и как развивать осознанность в детях

За отведенное мне время на Земле я, кажется, проживаю уже третью жизнь…

Первая, практически стершаяся из памяти, закончилась в 19 лет, когда я вышла замуж на втором курсе университета. В той первой жизни остались тонны прочитанных книг — мои родители несколько лет работали в Африке, я жила с бабушкой и дедушкой, и нужно было чем-то заполнять время, чтобы не думать о маме с папой. В той первой жизни осталась и первая влюбленность старшей школы, так и не переросшая в любовь. Там было очень много всего, целая жизнь… Сейчас мне кажется, что все это было не со мной.

Потом наступила вторая жизнь: насыщенная, динамичная, наполненная достижениями поставленных целей. Эту вторую жизнь я помню чуть лучше, в ней было много работы, стремительный карьерный рост, манили новые горизонты, обсуждалась масса планов… И тут, в символические 33 года, меня угораздило попасть на тренинг по управлению изменениями (change management). Его проводили британские коучи, проводили основательно, с глубинной проработкой всех сфер жизни.

И как раз во время этого тренинга я вдруг отчетливо поняла, что поставленные цели — совсем не мои… И что горизонты впереди не радужные, так как мне лично они совсем не нужны. И что живу я не совсем своей жизнью, а все больше исполнением ожиданий своих близких, родителей, мужа. А где во всем этом «настоящая я», отыскать оказалось очень трудно.

После этого наступила третья жизнь — мой тотально и абсолютно осознанный выбор. Это новые отношения совсем иного уровня. Это проживание каждого дня, каждого часа с пониманием, почему именно так и именно здесь.

Теперь, по прошествии времени, осознанность для меня уже стала естественным состоянием, о котором не задумываешься. Это как дышать. Человек, осознающий свою жизнь, может всегда ответить на вопросы: «Кто я? Что я делаю? Зачем я это делаю? Куда я иду?», как в мелочах, так и в большой жизненной перспективе.

Чем выше у нас уровень осознанности своих действий и своего поведения, тем яснее мы понимаем свои мотивы и цели, свои проблемы и свои возможности. И наоборот — живя НЕосознанно, мы чаще подвержены манипуляциям: можем преследовать навязанные нам цели и исполнять чужие сценарии, нам трудно отследить ложные убеждения и привнесенные извне шаблоны восприятия.

Сейчас я прилагаю все усилия, чтобы воспитывать своего четырехлетнего старшего сына в осознанности. Я помогаю ему быть уверенным, что делая выбор в пользу какого-либо действия, он понимает, зачем ему это и что конкретно он хочет получить в итоге. Мы смотрим, какие у него есть альтернативы, и решаем, стоит ли вообще идти этим путем. Если он расстроен, я пытаюсь расспросить его, как он себя ощущает, что чувствует. Мы вместе пробуем определить, что могло стать причиной плохого настроения. И как только он начинает проговаривать, вербализировать свои обиды или страхи — все проходит! Как он сам говорит в такие моменты: «Все, злюка из меня уже ушла!».

Развитие осознанности — это развитие способности и привычки сопровождать осознанием все свои состояния, свои действия, свою жизнь. Осознанность развивается постоянно в течение всей жизни, это процесс, который не имеет какой-то конечной точки.

Развивать осознанность у своих детей могут только те родители, которые сами задают себе каждый день непростые, но очень важные вопросы: «Чего я хочу в действительности? Зачем мне это? Когда я осуществлю свое желание, что изменится в моей жизни?». И которые каждый раз могут дать на них ответ.