Парфюмерный бизнес — это химическое производство. Как Виктория Филатова создала бренд ароматов PERFI

Виктория Филатова — предпринимательница с большим опытом в красивом и, на первый взгляд, очень простом бизнесе. В 2011 году она, человек с медицинским образованием, создала бренд ароматов и парфюмерии, начав свое дело с самого сложного. А именно с  производства. Мы поговорили с Викторией о том, как девушка с непрофильным образованием и опытом ведения бизнеса в абсолютно других сферах, рискнула начать все с нуля и не ошиблась. И почему парфюмерный бизнес это не про «мечту в изящном флаконе», а про настоящее химическое производство.

О том, как началась работа над брендом

Бренд PERFI появился в 2011 году, но ароматы и парфюмерия были моим любимым делом давно, еще в конце 90-х. Я — девочка поколения Х, которая выросла в тотальном дефиците всего красивого, интересовалась косметикой и косметологией благодаря своему первому образованию (окончила курсы косметологов в медицинском училище в Симферополе). Раньше можно было стать косметологом только с профессиональным медицинским образованием.

У меня были базовые знания химии, фармакологии, латыни — они помогали изучать рецептурирование косметики. Я даже умудрилась создать свой курс по косметологии и макияжу в Николаеве, где родилась и жила в то время.

После этого у меня появилась идея «просто делать духи». Это был период настоящего бума парфюмерных шедевров невероятного разнообразия ароматов и, конечно, просто манила вся «блестящая» (креативная) сторона парфюмерного бизнеса.

Конечно, парфюмерия была супер привлекательной темой для бизнеса — все в полном тумане, окутано мифами и поэтичной рекламой. Но нужно понимать, что эта «мечта в изящном  флаконе» на деле работает как настоящее химическое производство со всеми вытекающими трудностями и есть 2 стороны медали: первая – креативная и очень вдохновляющая, вторая — производственная и очень рутинная.

Когда я решила создать парфюмерное производство, у меня уже был скромный опыт ведения бизнеса. Я была соучредителем  и директором украинско-болгарского предприятия, которое занималось импортом/экспортом. Все бизнес-процессы (администрирование, бухгалтерия, таможенные процедуры, валютные трансакции) я освоила самостоятельно, с нуля, но абсолютно ничего не знала о парфюмерно-косметической индустрии как таковой, об организации и процессах производства.

Вижу цель, не вижу препятствий — сработало в моем случае на 100%, потому что, как мне теперь видится, в самом конце 90-х было проще поставить цель встретить единорога, чем создать свое производство парфюмерии. Сейчас очень модно создавать крафтовые производства косметики прямо дома или разливать нишевые духи, а в то время для официальной работы и торговли это было невозможно. Входные барьеры были очень высокие, было столько норм, трудновыполнимых стандартов, очень жесткий контроль со стороны всех служб государственного контроля, лицензирования.

Наше первое маленькое частное производство появилось в 1997 году. Арендованное помещение было небольшим, там мы создали первые 10 ароматов и продавали их в знаменитой «Болгарской Розе» на Крещатике. Уже в 2000 году я  купила свое здание в 1 тысячу квадратных метров. Конечно, в кредит. Помещение нужно было перестроить в соответствии со всеми требованиями санитарных и пожарных норм безопасности для работы со спиртом, легковоспламеняющимися парфюмерными жидкостями, парфюмерными композициями (да-да, все это реально горит), аккредитовать лабораторию и получить лицензию на производство — это все не только трудно выговаривается, но и очень сложно делается, но необходимо для безопасности и качества продукции. Современные требования и  принципы GMP (Good manufacturing practice) гораздо гуманнее, должна заметить.

Все получилось не только благодаря упорству, но и тому, что я изучила всю доступную литературу, ГОСТы и лично написала технический регламент на производство. А еще в большой степени тому, что в Николаеве можно было найти настоящих профессионалов парфюмерно-косметической  индустрии. Знаменитый советский комбинат «Алые паруса» к тому времени закрылся, не выдержав постсоветской перестройки. Самые важные люди в моей команде были именно оттуда — главный парфюмер,  завлабораторией, инженер, технолог, лаборанты, картонажники и даже дизайнер. Без этих специалистов и фантастически преданных людей ничего бы не получилось.

Нужное бизнес-образование я получала уже полностью осознанно и всегда пользовалась любой новой возможностью поучиться.

Насчет креатива, я очень рада, что нашла свое призвание в юном возрасте. Производство ароматов и парфюмерный бизнес для меня — безусловная любовь с первого взгляда и максимальная возможность для творчества. Но было одно «но»: но этого недостаточно.

Классический парфюмер в индустрии — это не просто творец,  это базовое химическое образование + парфюмерная школа,  — как правило, в учебных центрах крупных лабораторий по производству парфюмерных композиций. Потом длительная стажировка в качестве Junior парфюмера и так далее. В этой отрасли работали сугубо профессионалы, никакой кустарщины — очень узкий экспертный круг общения.

В начале я собирала идеи по крупицам: редкая литература, полезные контакты, поиск самих лабораторий – все сложилось исключительно благодаря какой-то магии, силы мысли и действия, ну и немного мелкого «промышленного шпионажа».

Нашим главным успехом стало сотрудничество с  одной из лучших в мире и номер №1 во Франции – лабораторией MANE.

О миссии и уникальности бренда

С самого начала производства в нулевых мы делали парфюмерию уровня upper-mass, постепенно перешли на более креативные и дорогостоящие продукты. Разрабатывали эксклюзивную парфюмерию для особенных проектов, таких, например, как Венский бал в Киеве, свадебные ароматы, корпоративные и персональные ароматы. С ольфактивным опытом пришло и понимание, что парфюмерия и ароматы вокруг нас — это сочетание действительно тонкого искусства и науки, а еще — что наступают времена, когда понятие «индивидуальный подход» становится не просто клише для сервиса.  Вот тогда и стали создавать настоящий бренд.

Весь предыдущий опыт позволил нам выкристаллизовать  нынешнюю философию и ценности PERFI (Perfumery by Filatova)

Я долго внутренне сопротивлялась такому названию и считала не очень скромным использовать свою фамилию, но по сути этот бренд и есть наш манифест и одновременно продукт всех моих жизненных ценностей: и как business women, и как женщины, для которой индивидуальность — не пустой звук.

О развитии и продвижении бренда

У меня получилось понять, в чем особенность и уникальность производства. Мы — украинский парфюмерный бренд, и нашей миссией считаем формирование именно здесь, в Украине, культуры производства парфюмерии и культуры потребления уже с учётом всех современных знаний о парфюмерии и требований к ее созданию.

Мы — эксперты, и хотим поделиться этим опытом и знаниями о влиянии ароматов на жизнь человека, начиная от физического здоровья и заканчивая его эмоциональным состоянием.

Мы хотим научить всех желающих максимально тонко разбираться в ароматах, парфюмерии и уметь делать выбор осознанно.

PERFI (Perfumery by Filatova)  — персонализация стала главной концепцией бренда.

О клиентах бренда

Таким образом, мы начали продвигаться в 2011 году в формате такого себе закрытого парфюмерного клуба. Постепенно появлялись партнерские площадки, близкие нам по мировоззрению. Отличный пример нашего партнерства — EDEM Resort Medical & Spa, который создал потрясающей красоты оздоровительный комплекс с безупречной репутацией в сфере поддержания здоровья самыми инновационными методами, который является безусловным примером прекрасного сервиса, арт-объектом и представляет у себя в центре наши ароматы. 2020 год внес изменения в онлайн-продажи — они стали в приоритете, сейчас мы, безусловно, стараемся поддерживать мягкое продвижение в соцсетях, в большей степени через экспертный контент.

Мы ищем «продвинутых» клиентов, которые имеют желание знать еще больше, поэтому мы на своих аккаунтах формируем свою собственную инфотеку полезного контента для любителей ароматов об истории парфюмерии, ольфакторике,  научных фактах, технологиях, стараемся с научной и практической точки зрения развеять мифы —  например, о духах с феромонами  и прочих псевдо-историях о парфюмерии.

О коллекциях и продвижении

Серьезным развитием концепта ART OF PERSONALIZATION в 2015 году стала новая  коллекция для лейэринга ароматов (layering – наслоение ароматов для создания своей неповторимой композиции). Сэты из 3-4 ароматов, подобранные нашим эвалюатором,  собираются всегда индивидуально для каждого заказчика.

Мы собирали коллекцию несколько лет, так как ароматы разрабатывались в 4-х разных лабораториях в Германии, Швейцарии и конечно же Франции, тщательно их тестировали на сочетаемость. Сейчас коллекцию постоянно расширяем, точно зная, какие современные синтезированные молекулы могут интересно разнообразить нашу палитру. Многие ароматы из коллекции, на данный момент их 30 наименований,  восхитительно звучат сами по себе на вашей коже и не нуждаются в компании комплементарных нот, но, согласитесь,  возможность с пониманием все это миксовать, исходя из своего настроения, состояния или нужного образа дня —  всегда интереснее. Ну, а чтобы не получить в итоге какофонию, наш эвалюатор во всем поможет разобраться. ART OF PERSONALIZATION на практике это еще и личный контакт, диалог, онлайн-дегустация и обратная связь с покупателем.

Об упаковке и дизайне

Дизайн упаковки изначально создается из логичного и экологичного ее использования, поэтому все выглядит именно так. Ведь не только красота спасает мир, а и бережное управление отходами, как мы с вами уже знаем.

Флаконы для наших ароматов мы заказываем в Вене у наших давних партнеров — тоже семейной компании из Австрии, которая собирает лимитированную коллекцию по всему миру. Но чаще всего производство именно европейское, поскольку это важно для качества стекла и его защитных свойств. Ведь у нас в сервисе предусмотрен  возврат парфюма в случае, если он не подошел по какой-то причине, а еще мы аккуратно внедряем в жизнь принципы cycle economy и предлагаем нашим клиентам дополнительную скидку за возврат пустого флакона для дальнейшего повторного использования или правильной приработки стекла.

Мы не допускаем никаких компромиссов по отношению к качеству сырья и тем более безопасности для здоровья наших потребителей. Сейчас у нас в штате появился новый специалист с бэкграундом в биотехнологии, чтобы еще больше сблизить  науку и искусство в нашем продукте. И в этом видим будущее развитие бренда.

Об особенностях работы

Без вдохновения невозможно сделать что-либо возвышенное и, тем более, уникальное. Черпаем эту энергию для творчества всеми доступными способами: музыка, искусство, литература. Для меня, например, в приоритете: классический балет, современное искусство танца и шоу Cirgue du Soleil.

В нашей работе так важно быть «насмотренным» и обязательно в эмоциональном балансе, чтобы быть готовым к новому опыту. А наша профессия – создавать ароматы — всегда подбрасывает новый опыт. Вот,  например, месяц назад меня пригласили стать дизайнером аромата в  театральный проект, премьера которого состоится уже в декабре. Я и моя коллега, эвалюатор Наталья Хоруженко, работаем в очень необычном для нас режиме, в команде совершенно удивительных людей, а для реализации проекта пришлось сделать полное погружение в сюрреализм, творчество Сальвадора Дали и атмосферу 30-х годов в Европе.

Просто удивительно, но мне снова посчастливилось «попасть за кулисы» совершенно другого формата креатива — мира современного театра.