Мы не умеем жить на Марсе, но есть хороший способ расширить границы нашей планеты — инклюзия сердец, толерантность сознания, принятие через любовь. Мир гораздо более многообразен, нежели нам указывали раньше. Начать необходимо вчера — с себя, и продолжить сегодня диалогом с вашими детьми. Уже сегодня есть инклюзивные классы, где наконец появилась возможность на равных правах учиться абсолютно всем. Что такое общеобразовательная школа с точки зрения личности для вас? Для меня это опыт, базис, первый серьезный взгляд на общество и первое заявление о себе в этом обществе, впервые ощущение себя в чем-то большем.
Родители, именно мы — проводник, тот самый тонкий и важный ток между нашими детьми и обществом. Поэтому в мире, который стремится к сложному, честному и редко упрощает, важно чувствовать тонкость и хрупкость любого, без исключений. Наша задача — создать эмоционально-равновесную среду для жизни ребенка, где он сможет плавно расправлять крылья.
Вы думали о том, какая польза абсолютно всем детям от инклюзивного общества?
Самая прямая: ребенок расширяет границы, учится выходить из конфликтных ситуаций без жертв, в нем формируется участливость, чуткость и уважение к другим. Это выгодно всем и даже больше. Только так создается крепкая почва крутого социума, на которой есть место всем, где живет понимание, любовь и забота.
На детской галактике все более прозрачно и буквально. Все, что от нас требуется — это рассказать и ответить на вопросы о некоторых неизвестных. У детей чище сознание, им необходимо просто не мешать, не опускать их глаза, не убирать их руку. Дать ключи, а дальше все пойдет в потоке. Пару месяцев назад я получила опыт работы куратором в инклюзивном лагере с детьми и хочу с вами поделиться полезными знаниями о том, как говорить со своими детьми об инклюзии.
Останні новини
Чему необходимо научить ребенка в вопросе инклюзивности:
1. Принимать себя без остатка: с особенностями, недостатками и талантами — только любовь рождает любовь.
2. Не бояться говорить о разности людей. Расскажите ребенку, как интересно и круто узнавать мир другого человека — незрячего или сложно передвигаемого — это как upgrade себя, это новые ощущения в копилку к нашим основным пяти чувствам.
3. Забыть про жалость и не допускать ее в ребенке. Культивируйте равные и уважительные отношения, с учетом разноцветности нашего мира: «Да, это ребенок с инвалидностью, но это не значит, что он какой-то не такой — это значит, что он просто другой, как, например, отличаются друг от друга шатен и блондин».
Как говорить о детях с инвалидностью
Не нужно изучать и цитировать медицинские талмуды, но знать самое важное необходимо. Это поможет убрать неловкость и добавит уверенность в поведение детей. Неизвестное всегда пугает и это нормально, но не забывайте уточнить, что дети — прежде всего дети, и потому боятся абсолютно всего неизвестного по обе стороны новой дружбы.
В простой форме объясните некоторые моменты диагнозов
Например: «У мальчика Саши синдром Дауна — это его особенность, как у тебя — родимое пятно на плече. Саше сложно быстро запоминать то, что услышал сейчас, поэтому не ленись повторять. Иногда ты можешь проявить терпимость и подождать, пока Саша наденет обувь и побежит с тобой на площадку. Саше сложнее, чем тебе, быстро менять вид деятельности, и это нормально».
Делайте акцент на неограниченных возможностях в общении
Например: «Девочка Мила — незрячая и ходит с тростью, во что я могу играть с ней?» — «Ты можешь провести Миле экскурсию по школе, рассказывая все, что будешь встречать, петь любимые песни, и даже научиться еще одной азбуке — Брайля. Незрячие люди могут делать все то, что делаем мы, их просто нужно этому научить».
Расскажите, как говорить правильно
- человек/ребенок с инвалидностью (не «инвалид»);
- человек/ребенок с синдромом Дауна (не «даун»)»;
- человек/ребенок с ДЦП (не «дцпшник»);
- человек/ребенок с ментальной инвалидностью, ребенок с особенностями (психического, эмоционального) развития (не «идиот»).
Например: «Кира — инвалид?» — «Нет, Кира, прежде всего, человек, она любит апельсины, рисовать акварелью и у нее голубые глаза, и да, Кира человек с инвалидностью». Крайне важно видеть в человеке прежде всего личность и потом уже учитывать его отличия, но не судить по его отличиям в первую очередь.
Отвечайте на любые вопросы ребенка, не теряйтесь, не врите и не придумывайте небылиц
Например: «Саша с синдромом Дауна говорит неразборчиво, это означает, что и он меня не понимает?» — «Нет, Саша тебя понимает, просто ему сложно сказать сразу и понятно, но в следующий ваш разговор ты поймешь его уже лучше, потому как главное — найти подход. И не стесняйся переспрашивать, главное — понять друг друга».
Инклюзия — это:
- не мальчик на коляске, а «мы с ним пели и ели мороженое»;
- не девочка с аутизмом — а, «мы с ней прыгали по лужам, а после на лужайке угадывали формы проплывающих над нами облаков»;
- не дети с синдромом Дауна — а «друзья, с которыми мы слепили самого большого снеговика».
Инклюзия — это открытое безграничное множество шансов для всех без вычеркиваний и подчеркиваний.