Поколение детей, не знающих метро

Зачем нужен педагогический туризм

13.05.2015

История, которую я хочу вам рассказать, напрямую связана с педагогическим туризмом. Она о том, как некоторые сознательные родители прививают своим детям ответственность и самостоятельность. Произошла она в одной иностранной державе, где родители на тот момент находились. Надо сказать, что семья эта — не олигархов и не политиков, но часто оказывается на первых полосах в СМИ, так что легко представить возможности и условия, в которых воспитываются дети. Их иногда называют «детьми, не знающими метро».

Так вот, герои этой истории — брат и сестра, соответственно 13 и 11 лет. И летели они в чужую страну к своим родителям, которые должны были встретить их в аэропорту. Но не встретили.

Родители решили использовать эту реальную ситуацию в педагогических целях и не ехать в аэропорт, а когда самолет приземлился, позвонили сыну и объявили, мол, ситуация такая: у нас важная встреча, встретить вас не можем, ваша задача – взять такси и приехать в гостиницу САМОСТОЯТЕЛЬНО.

Смело? Не то слово!

Рискованно? Безусловно, да!

Экстремально для детей? Я бы сказала – суперэкстремально!

Сколько же веры, сколько мужества надо самим родителям, чтобы рискнуть самым дорогим.

Интересно, что дальше? Еще бы. Дети справились! В чужой стране, в чужом городе. Сами нашли свои чемоданы, вышли из аэропорта, нашли такси, объяснили, куда их везти, расплатились и вошли в гостиницу.

При этом брат получил полную картинку о том, что такое нести реальную ответственность за кого-то, так как младшая сестра не особо облегчала ему жизнь и все время норовила убежать в сторону, а значит и потеряться. Ему просто пришлось взять ее за руку и не выпускать ни на секунду.

Мы можем догадываться, что чувствовали и думали в этот момент родители, особенно мама, но то, что именно этот «жизненный экзамен» дал детям – не подлежит сомнению. Впечатлений у детей было море. Наверное, ни один Диснейленд не сравнится.

И, знаете, что дали родители своим детям в первую очередь этой ситуацией? То, что им очень трудно добыть самостоятельно и то, что для них гораздо важнее всех гаджетов и крутых дней рождений — самоуважение и веру в собственные силы.

А вы создаете детям такие возможности? Как вы помогаете им проявить себя, узнать себя, поверить в себя? Каков ваш уровень доверия? И задумываетесь ли вы о том, как будут, смогут, станут ли дети бороться с возникающими на их жизненном пути трудностями во взрослом возрасте?

He-may-still-learning-tie-his-own-shoes-boy-does-he-look

Согласитесь, что наша жизнь становится все комфортней. Технический прогресс невидимым облаком окутывает наше сознание, погружая в прямую зависимость от гаджетов, бытовой техники, автомобилей и прочих прелестей цивилизации. Наверное, половина человечества тут же сойдет с ума, если вдруг повсеместно отключится Интернет. Еще треть не будет знать, чем себя занять, а еще треть — потеряет смысл жизни.

Многие родители, стремясь из лучших побуждений облегчить жизнь своим детям, забывают фразу, которую стоит сделать одной из самых главных постулатов воспитания — «Если хотите накормить голодного — дайте ему удочку, а рыбу он поймает сам».

Другими словами, уделяйте больше внимания воспитанию тех качеств, которые сделают ребенка самостоятельным, целеустремленным, ответственным, а не стремитесь «подстелить соломку» при каждом затруднении.

Кстати, вы только что узнали главную цель педагогического туризма — организовать мягкий переход от родительской опеки к более самостоятельной, «взрослой» жизни. Мы это делаем, придумывая программы на осенние, весенние и летние школьные каникулы. Но использовать принципы педагогического туризма можно ежедневно. Главное помнить, что дать детям благополучное финансовое будущее — мало, важно, чтобы они выросли счастливыми, уверенными в себе, сильными духом.

На фото: Алонсо Матео; источник фото: popsugar.com