К чему нужно быть готовым, начиная семейный бизнес с мужем

Задумываясь о том, чтобы открыть свой семейный бизнес, многие из нас полагают, что смогут довольно быстро достичь успеха. Дескать, для любящей пары не может быть никаких преград. Это правда, но лишь отчасти. Ведь помимо преимуществ, которые несут в себе супружеские отношения, начинающих деловых партнеров подстерегает и множество рисков.

София Коломыцева – эксперт в ресторанной сфере, один из инициаторов создания Украинской ресторанной ассоциации, партнер Премии Пальмовая ветвь ресторанного бизнеса в Украине, совладелец компании UA Restorator, сооснователь компании «HoReCa only!» рассказала о том, как избежать основных ошибок в создании семейного предприятия, сделав его прибыльным и интересным.  

Семейный бизнес начинается не только с идеи. О чем стоит договориться на старте

Как ни банально звучит, но любой бизнес начинается с идеи. Причем, той, в которую верите вы оба и готовы вкладывать ресурсы: силы, деньги, время. Не менее важна и реализация задуманного. Ведь сама по себе идея без толкового исполнения – это, в лучшем случае, ноль, отсутствие результата. В худшем – сплошной минус, убыток.

Еще одну ключевую роль играет обоюдная поддержка. Долго на игре в одни ворота не продержаться. Проверьте на старте, одинаково ли вы понимаете перспективы бизнеса и свое место в нем. Определите долгосрочную цель и разработайте стратегию, поставьте конкретные задачи.

Совершенно точно в процессе будут возникать самые разные сложные ситуации и проблемы. Поэтому заранее оговорите механизмы их решения. Даже распределение ролей в бизнесе на практике может кардинально поменяться, так как первоначальный вариант, вполне вероятно, окажется не самым эффективным. Важно понимать стратегию ваших коммуникаций друг с другом по проблемным вопросам.

В бизнесе действуют преимущественно те же правила взаимоотношений, что и внутри пары. Важно ответить на вопрос: «какие границы мы не станем пересекать в наших бизнес отношениях?». Прежде всего, речь идет о доверии и уважении друг к другу, об умении разграничить рабочие и личные моменты:

— берегите уважительное отношение друг к другу дома и за его пределами;

— не проявляйте неуважение друг к другу в присутствии сотрудников, чтобы они с таким же уважением относились к каждому из вас;

— при обсуждении рабочих моментов со своим партнером будьте сдержаны и профессионально корректны, как если бы вы разговаривали с ключевыми сотрудниками своей компании.

— успешная командная работа строится на доверии, каждый из вас должен полноценно отрабатывать свой блок обязанностей и нести ответственность за их качественное выполнение;

— доверяйте партнеру решать его задачи так, как он это видит – даже если его способ отличается от вашего.

Выбираем направление совместного бизнеса

Как выбрать сферу приложения ваших общих бизнес-усилий? Моя рекомендация – изучите детали. Здесь я выделяю две области для изучения. Первая – ваши с партнером ценности, цели, интересы и возможности. Поэтому проанализируйте свой потенциал и потенциал партнера, сформулируйте свои цели и задачи, обозначьте ценности. Вторая – предполагаемый бизнес. Изучите детально специфику дела, которым вы бы хотели заниматься. Оцените, насколько совпадают ваши с партнером интересы и ценности с особенностями выбранного вами рода занятий. Помните, что противоречий здесь быть не должно.

Как же это сделать? При выборе бизнеса фокусируйтесь на том, что вам интересно и чем вы готовы заниматься долгое время. Говоря «интересно», я не имею в виду, что это должно быть самое любимое ваше занятие. Не все хобби, к сожалению, можно монетизировать. Бывает и так, однако чаще всего бизнес и хобби все же существуют отдельно. Постарайтесь заняться тем делом, которое не надоест вам быстро. Делом, которое вдохновит вас развивать проект и получать удовольствие от процесса и результата. Приведу пару фактов о семейном бизнесе.

Датские социологи проанализировали более тысячи пар, имеющих совместный бизнес. Оказалось, что в большинстве случаев после открытия совместного дела доходы супругов значительно увеличились. К тому же исследование показало: ведение совместного бизнеса никак не отражается на вероятности развода пары и количестве детей в семье.

Другими словами, создавая общий бизнес, вы рискуете вашими семейными отношениями не больше, чем если бы каждый из вас имел собственное предприятие или работал отдельно от своего партнера.

Семейный бизнес-бюджет. Как правильно его распределить

В отношениях между деловыми людьми денежные вопросы играют гораздо большую роль, чем может показаться вначале. То, как ваш партнер решит тратить, откладывать или инвестировать деньги компании, окажет существенное влияние не только на финансы компании, но и на финансовое положение вашей семьи. Согласитесь, тема довольно острая. Что же можно сделать, чтобы прийти в ней к общему знаменателю?

Отвечу: прежде всего, говорите друг с другом. Финансовые темы часто сложно обсуждать, они могут заставить вас чувствовать себя уязвимой, заставить защищаться. Чтобы научиться легко говорить о деньгах придется потратить время – возможно, немало. Но это точно стоит того, ведь молчание может привести только к новым проблемам в будущем. Опять же, доверие в семейном бизнесе, о чем я говорила вначале, предполагает тесную коммуникацию друг с другом.

Большинство конфликтов между деловыми партнерами возникает из-за отсутствия такой коммуникации. Например, если ваш партнер хочет обновить интерьер офиса, а вы предпочитаете больше потратить на маркетинг, не держите эту мысль при себе. Молчание может только усугубить сложности. Регулярно (например, раз в две недели) выделяйте время для обсуждения финансов. И будьте открыты и честны в отношении финансовых целей компании, расходов, долгов и т.д. – это поможет увидеть проблемы и принять меры до того, как они выйдут из-под контроля.

Еще один важный момент: работайте над бюджетом вместе. Ведь партнер может быть расточительнее вас либо наоборот. Различные подходы в вопросе расходования заработанных денег отлично помогут сделать сбалансированный разумный бюджет вашего предприятия.

Что еще важно в работе над бюджетом компании?

Всегда оставляйте финансы на непредвиденные расходы и внештатные ситуации. Помните, мир постоянно меняется. Вы можете составить идеальный план доходов и расходов, основываясь на текущей ситуации. Но завтра все может измениться. Если вы не оставите себе места для ошибки, может оказаться так, что у вас не будет денег для поддержания работы бизнеса и вы прогорите.

  • Следите за небольшими расходами, анализируйте их. Да, это несколько сложнее, нежели вести учет и анализировать крупные затраты. Часто люди думают, что потраченные в день несколько гривен ничего не значат. Но если вы не будете осторожны в таких вопросах, мелкие покупки могут оказаться самой значительной частью вашего бюджета.
  • Регулярно пересматривайте ваш план расходов и доходов, чтобы бюджет оставался актуальным. Сравнивайте планы с получившимся фактом. Анализируйте данные и вносите соответствующие изменения в бюджет.

Вопросы «личные» и «рабочие». Как их разграничить и не поссориться

Давайте признаем честно: идеальной картинки не существует. Просто примите, что не всегда удается четко разграничить «личное» и «деловое». Ваш бизнес повлияет на ваш брак, а ваш брак повлияет на ваш бизнес. Но хорошая новость в том, что в бизнесе есть не только конфликты и неудачи, а и позитивные события. Так, например, подписание большого контракта принесет в семью радость и праздничное настроение.

Тем не менее, стоит, конечно же, разработать собственные правила и договоренности, которые помогут справляться с возникающими сложностями. Если вы собираетесь вести успешный бизнес с мужем, вам придется разграничить деловые и личные взаимоотношения. Насколько это возможно. Сделайте границу между ними как можно более четкой, чтобы избежать путаницы. Стремитесь к тому, чтобы в семейном кругу, в домашней обстановке не звучали темы бизнеса. Очень важно, например, во время семейного ужина снова и снова не оказываться на бесконечном «производственном совещании». Еще важнее не погружать в него детей.

«Игра стоит свеч»: ТОП-5 преимуществ ведения совместного бизнеса с мужем

Во-первых, у вас есть еще одна большая общая цель, а общие цели очень важны для хорошего брака.

Во-вторых, вам всегда есть, о чем разговаривать. Вас объединяет не только общая цель, но и общая страсть, вовлеченность – и это очень драйвит! Мы вместе 25 лет – и темы для разговоров никогда не иссякают!

В-третьих, такой уровень доверия к деловому партнеру можно получить только, когда этот партнер – твой муж.

В-четвертых, при ведении совместного бизнеса у вас гораздо больше шансов меняться и развиваться вместе, в одном ключе. С вами не случится так, что вы проснетесь однажды утром совершенно разными и чужими друг другу людьми.

В-пятых, деньги останутся в семье.