Профориентиры: Чем занимается кинокомпозитор

Владлен Пупков о том, как создается музыка к фильмам и сериалам

К своим 23 годам он написал музыку для двух полнометражных фильмов, которых шли на экранах украинских кинотеатров, а также нескольких телесериалов. Как создается настроение в фильме, обязательно ли нужно высшее образование для того, чтобы писать киномузыку, и кто может стать наставником для таких же самоучек, — Владлен Пупков, кинокомпозитор, композитор украинского фильма «Сторожевая застава».

Люди, которые творят музыку, — очень увлеченные. Как началась твоя история?

Лет в 12-13 я попросил родителей купить мне синтезатор и начался учиться играть сам по аккордам. Потом, когда у меня появился компьютер, стал смотреть видеоуроки на YouTube. В моем родном городе, Мариуполе, я занимался вокалом с детства. И мой педагог заметила, что меня все время тянет к фортепиано, она-то и порекомендовала пойти в музыкальную школу. И вот я, 14-летний парень, сидел в первом классе с малявками 7-8 лет, которые тыкали пальцем на такого взрослого «дядю».

Охранники в школе привыкли, что я оставался и играл допоздна, что-то там импровизировал. Почему я играл поздними вечерами, имея дома синтезатор? Потому что фортепиано — другой инструмент, это совершенно иные ощущения. Ты нажимаешь на клавишу и понимаешь, какова сила воздействия, какой получается мелодия. А синтезатор удобен для аранжировок.

Еще я постоянно смотрел интервью с композиторами, анализировал фото их студий. К примеру, брал фотографию Ханса Циммера (немецкий композитор, написавший музыку к таким картинам, как  «Дюнкерк», «12 лет рабства», «Интерстеллар» и др. — прим.ред.) и рассматривал, что у него находится на рабочем столе, что к чему подключено, — вот так вот и пришел к своей первой аранжировке, которая длилась 30 секунд.

Почему ты решил писать музыку для кино?

Я изначально хотел быть кинокомпозитором. Да, я пытался писать и песни, но такого кайфа, как от киномузыки, я не получал. Песенная композиция — это же еще и слова, а мне хотелось писать такие мелодии, которые не нуждались бы в них. Когда я смотрел фильмы, треки для которых писали Циммер или Джон Уильямс (автор музыки к фильмам «Список Шиндлера», «Гарри Поттер и философский камень», «Линкольн» и др. – прим.ред.), я всегда обращал внимание именно на их работу и мне хотелось создавать нечто подобное, наполнять кадры необходимым настроением.

Расскажи, как ты получил свой первый проект, для которого создавал саундтрек?

Моим первым проектом стал полнометражный фильм «Я с тобой». Продюсеры пригласили на собеседование, рассказали о своих пожеланиях по музыке и дали тестовое задание: мне нужно было к фрагменту из кино сочинить трек. Позитивного ответа я ждал довольно долго, но все-таки дождался. Мне, кстати, часто задавали вопросы, особенно в студенчестве: «как находить проекты?», «где искать роли?» Я не понимаю, в чем проблема, ведь практически у всех сегодня есть интернет. Вы хотите сниматься в кино или писать музыку для фильмов? Пожалуйста, ищите режиссера или кастинг-директора и пишите им напрямую, что хотите с ними работать. Я таких сообщений написал десятки, начиная с наших студий и заканчивая студией 20th Century Fox, и последние, кстати, мне отвечали. Конечно, кто-то присылал вежливый ответ, а потом забывал обо мне, но вот так напишешь девять писем, а десятое возьмет и «выстрелит»! Сейчас у меня в портфолио больше 15 проектов: реклама, сериалы, кино.

А какой проект оказался самым сложным?

«Сторожевая застава», конечно же. Это был и самый крупный, и самый длительный (полгода работы), и самый сложный проект, в частности в эмоциональном плане. Работая над музыкой к фильму, я даже поседел.

Когда я увидел в 2015 году, что будут снимать такой проект — фэнтези, я понял, что хочу писать к нему музыку. Я сразу написал продюсеру, что хочу работать с ними как композитор. Сначала мне долго не отвечали, потом пообещали прослушать мои треки и… тишина. Но спустя два года мне написал режиссер, который сказал, что ищут композитора. Я сделал тестовое задание для фрагмента, больше месяца ждал ответа, и в конечном итоге мне отказали, хотя и отметили, что музыка хорошая. А через некоторое время мне написал продюсер и пригласил в студию, где мне сказали, что со мной хотят сотрудничать. Я начал работать с самого конца фильма — финальной битвы. Так как проект был крупный и приходилось работать с большим объемом материала, меня объединили с другим композитором. В итоге, за мной остались темы мистики и злых сил, а мой коллега Сергей Сидоров работал над темами добра и любви.

И каково это — творить в дуэте?

Это сложно работать в паре — все равно, что два режиссера в театре, у каждого из которых свое виденье, а ведь при этом нам нужно было сделать так, чтобы зритель не заметил переходов между его музыкой и моей. Я очень хотел, чтобы в этом фильме звучала тема любви, которую написал я, но ничего, значит, она пойдет в другой проект. У меня музыка никогда не умирает.

Как происходит сам процесс создания киномузыки?

Сначала я смотрю фрагмент фильма с озвучкой, размышляю о том, как можно усилить картинку, какую эмоцию нужно вызвать. Потом могу просматривать эпизод без звука, чтобы уловить темпоритм картины. Затем работаю на midi-клавиатуре, которая подключена к компьютеру. Собственно, клавиатура, компьютер и специальная программа позволяют создавать звуки разных инструментов. При этом я стараюсь поддерживать те артикуляции, которые действительно могут изобразить живые инструменты.

Главное — придумать общую тему, а отталкиваясь от нее, уже можно создавать другие мелодии. Если мне что-то не нравится в написанном отрывке, я его удаляю сразу, потому что, как правило, если начинать пытаться переделывать мелодию, ничего хорошего не получается.

Когда музыка написана, приходит черед работы в студии, где записывают отдельные инструменты вживую, а потом сводят воедино. Если же позволяет бюджет, музыку пишет целый оркестр.

В чем сложности работы композитора с заказчиком?

Первое время я наивно полагал, что буду просто сидеть дома за инструментом и компьютером и писать музыку в свое удовольствие – творить! Но за заказчиками последнее слово, они могут говорить, что им нравится, а что — нет, и тебе придется не один раз переписывать то, что тебе казалось шедевром. Я с позитивом воспринимаю правки, это путь к совершенствованию и способ найти что-то новое. Главное помнить, что твоя музыка — это твое лицо, поэтому работа должна быть сделана на уровне.

Какими навыками нужно обладать человеку, который хочет писать музыку для кино?

Первое — терпение. Не все удается с первого раза и не всегда можно полагаться на вдохновение. Но опускать руки и сдаваться нельзя, нужно перетерпеть. Второе — компьютерная грамотность и понимание работы инструментов и программ. И третье — музыкальное образование.

У тебя есть актерское образование. Оно как-то помогает в работе?

Да, особенно, если нужно прописать тему для негативных персонажей. Я в таком случае стараюсь понять характер персонажа: зачем он так поступает, что он делает и для чего. В общем, в каком-то смысле примеряю образ на себя, потому что характер музыки и характер персонажа должны совпадать.

А насколько тебе хватает полученного музыкального образования сейчас?

Мне бы хотелось продолжить обучение, и я подумывал поступать в консерваторию. Но, понимаешь, писать киномузыку и симфонию — разные вещи. Я же ходил в музыкальную школу, играл композиции, но на экзаменах часто переделывал мелодию, за что меня ругали. Играю, к примеру, по нотам Моцарта, и вот взял и добавил что-то свое.

Как можно переделывать Моцарта? Представь, что через несколько десятков лет кто-то будет играть твою музыку и решит ее переделать…

И на здоровье! Это будет круто. У каждого ведь должно быть свое виденье! И вот как этому, к примеру, можно научиться в вузе? Я не знаю. Хотя, конечно, хорошо иметь какого-то наставника. Своим учителем я считаю Ханса Циммера — та музыка, которую творит он, просто не может не задевать.

Продолжи фразу: «Моя работа как кинокомпозитора состоит из…»

… из ежедневного труда и черпания нового опыта. Я не собираюсь останавливаться, пока, как минимум, не напишу своих «Пиратов Карибского моря». Пока музыка идет изнутри, пока она меня питает, я буду писать и совершенствоваться.

Беседовала Татьяна Касьян

— Читайте также: Профорієнтири: Чим займається полярний дослідник