Роль кризиса трех лет в формировании личности

Воспитываем трудолюбие, распознаем манипуляции, решаем конфликты

23.04.2014

4-1024x682По материалам тренинга «Ребенок – частица нас», который проводила Анастасия Гарбарук, психолог, управляющая ресторана «Baby Rock«.

За анонсами следующих тренингов следите в нашем календаре. ( Место проведения: ресторан «Oxota na Ovets»)

Мы уже начали разговор об основных подходах преодоления кризиса трех лет. Сегодня углубимся в важность этого периода для формирования личности ребенка и то, как из собственных реакций сделать выводы и найти первопричины.

На пути завоевания ребенком самостоятельности у вас есть два варианта:

– либо одобрить автономию, тогда малыш принимает решение, несет ответственность и чувствует доверие и уважение;

— либо стыд — мама одевает, моет, значит не доверяет.

Забудьте о формулировке: «Я твоя мать, я лучше знаю….» и т.п.

Помните: трудолюбие прививается до трех лет. Воспользуйтесь этим!

Выделите малышу свою зону. Если нет отдельной комнаты, пусть это будет угол.

Дайте свободу и возможность делать выбор: советуйтесь о выборе всего от кровати до цвета стен. Позволяйте ребенку самому выбирать, когда убирать, одобряйте любую инициативу помощи.

Когда есть собственная зона, наполните ее игрушками. Только игрушки должны быть заслужены через правила: за заслуги, к празднику, по поводу. Лишь в случае, когда игрушка желанна и ценна, получена через выношенное желание, только тогда ребенок будет нести за нее ответственность.

Важной частью формирования личности являются конфликты. Причем до трех лет у детей нет разделения по половому признаку. Мальчик может ударить девочку просто чтобы понять какой силы «существо» перед ним.

На этом этапе самоопределения очень важно довериться природе. Пусть ребенок ударит и получит сдачи, признает поражение или выйдет победителем. И глядя на маму,он должен увидеть адекватную реакцию. Самая правильная: «ничего страшного».

Итак, набор рекомендаций поведения на этапе самоопределения личности малыша:

— избегаем авторитаризма и гиперопеки;

— устанавливаем правила (их не должно быть много, и для каждой семьи свои. Например, мультфильмы на айпаде только после… и т.п.);

— НЕ строим правила на еде;

— поощряем интересы, самостоятельность;

— минимизируем запреты (смиритесь с тем, что ошибки – это нормально. Кинул четыре куска сахара в чай? Ничего, пусть выпьет).

Следующий важный момент в любом кризисе детства: манипуляция

Это главное действие любого ребенка в возрасте до семи лет. В день он может совершать от 130 до 150 манипуляций.

И тут важны два момента:

1. Это не плохо. Манипуляция помогает в жизни.

2. Манипуляция бывает только от ребенка ко взрослому. Ребенок ребенком манипулировать не может.

Переходим к следующему важному пункту: любое действие ребенка нас либо раздражает, либо гневит, либо мы к нему безразличны.

Я предлагаю вам табличку, которая поможет понять причины ситуации на природном уровне. Кстати, она применима и в отношениях с мужем :-).

Итак, попали в ситуацию: прислушайтесь к себе, что вы чувствуете:

Реакция

Первопричина

Обида Месть (вам мстят за что-то. Поймите, что вы сделали не так)
Раздражение Нехватка внимания (где я упустила ситуацию?)
Гнев Противостояние (где мы перегнули палку, за что, против чего он бунтует?)
Безнадежность, отчаяние, безразличие Он чувствует себя пустым местом возле вас (цель, вернуть веру в себя!)

Я люблю повторять, что миром правят две фундаментальные эмоции: любовь и страх. Все остальное – это просто ответвления. И любой ребенок до семи лет развивается исключительно на эмоциях.

Потому самое главное и важное правило для мам: в воспитании опираться на свои ощущения. Прислушиваться к себе и слышать голос интуиции.