Один из самых важных принципов Марии Монтессори — не помогайте ребенку, пока он сам не попросит. Пусть не все получается сразу, для ребенка ценно то, что он сам смог, а не результат, полученный мамой! Соблюдайте технику безопасности — не оставляйте малыша с мелкими предметами без присмотра.
1. Берем бутылочки, баночки, пузырьки разных размеров, отвинчиваем крышки, перемешиваем и предлагаем малышу подобрать и завинтить крышки.
2. Губка, детское мыло и посуда. Проводим мастер-класс по мытью кастрюли и предлагаем карапузу помыть, например, чайник.
3. Любая крупа, щетка, совочек. Рассыпаем и подметаем!
4. Губка, поднос вода. Разливаем — вытираем!
5. Пуговицы, шнурки, кнопки, крючки. Делаем, например, зайчика и морковку и скрепляем их между собой либо шнурком, либо пуговицей и петлей, либо крючком и петлей и играем в «покорми зайчика морковкой». И таких разнообразных игрушек можно сделать очень много.
6. Лоскутки разной текстуры (шелк, хлопок, шерсть). Обсуждаем: этот колючий, этот мягкий, а этот скользкий. Предложить на ощупь подобрать к ним пары.
7. Мелкие предметы (пуговицы, мозаика, шарики) бросаем в банку с водой и вылавливаем поварешкой или ложкой.
8. Мешочек с 8-10 знакомыми малышу предметами (ленточка, карандаш, расческа, резиновый зайчик и пр.). Ребенок вытаскивает с закрытыми глазами предметы и называет их. Потом можно усложнять задание — сложить все предметы на букву Д. Так тренируются тактильные ощущения и можно выучить все буквы алфавита, тренируется способность выделять звуки в словах.
9. Две тарелки, губка, лейка. Наливаем в одну тарелку воду и губкой переносим воду из одной тарелки в другую.
10. Бисер, коробочки. Перемешиваем бисер и просим разложить (по цвету или размеру) по разным коробочкам — сначала по двум, потом по трем и т. д.
11. Бусинки, желобок (например, сделать из шланга), блюдце. Делаем желобок-горку и скатываем бусинки по желобку в блюдце. Можно посоревноваться ребенком — чья бусинка докатится быстрее, и если ребенок догадается, что бусинка будет катиться быстрее, если увеличить угол наклона, — это просто здорово!!!
12. Листки бумаги. Делаем оригами! Ведь мять, складывать или рвать бумагу — это развитие ловкости рук и мелкой моторики. Также оригами развивает пространственное воображение, творческие способности, учит читать чертежи.
13. Мешки с грузами в 1, 2, 3 кг на веревке. Малыш их будет таскать за собой. Это развивает силу и выносливость рук, крупную моторику.
14. Любые фигурки с дыркой для нанизывания на шнурок.
15. Деревянные гвоздики с молотком. Их можно забивать в пластилин или мягкую глину.
16. Банка с отверстиями в крышке — через них можно кидать пробки, бусины, мячики из поролона, пуговицы.
17. Мешочки с бобами, фасолью — можно пересыпать или сортировать, а можно в мешочках прятать мелкие игрушки и просить малыша найти.
18. Канцелярские кнопки и пенопласт.
19. Форма для льда и пинцет, бусинки или ягодки. Малыши до года пусть вынимают ягодки пальчиками.
20. Пусть малыш сядет в свой стульчик, насыпьте ему на столик муку — пусть «рисует» пальчиком, палочкой, кисточкой.
21. Поднос, манка, фасоль, сито. Пусть малыш ищет в манке спрятанные фасолины и складывает их в баночку. Покажите, как можно отсеять с помощью сита манку, а фасоль останется в сите.
22. Небольшая коробка без крышки и прищепки. Если ребенок совсем маленький, сами нанизываем прищепки по периметру коробки, а он пусть снимает. Деткам постарше можно показать, как «пристегивать» прищепки, и они будут стараться сами.
23. Магнит (желательно покрупнее) и разные предметы — металлические и нет. Малыш проверяет, что примагничивается, а что нет.
24. Пластиковая чаша с водой, капля жидкого мыла и венчик. Пусть малыш «взбивает» пену.
25. Три кастрюли разного диаметра и крышки. Пусть подбирает «правильную» крышку. Еще можно сложить кастрюли одну в другую.
26. Разбираете посудомойку? Пусть ребенок сам вытащит из корзинки ложки и вилки, только остерегайтесь острых предметов.
27. Высокий пластиковый стакан или ваза с водой, разные небольшие предметы: желуди, гайки, бусины, пластиковые детальки, пробки, шарики из фольги. Пусть малыш бросает предметы в воду и наблюдает, какие тонут, а какие нет. Комментируйте: тяжелый, легкий.
28. Достаем припасенные старые журналы или газеты… Их можно рвать — на полосы или кусочки, и тогда развиваются соотносящие движения руки и хватание. Только сначала нужно показать, как это делать правильно. Захватываем пальцами обеих рук лист, а затем тянем в разные стороны. Потом все подбрасываем и собираем.
29. Берем пластилин без серьезных намерений — просто сначала помнем его в руках, совмещая самомассаж пальчиков и рук и развивая мышцы. Потыкаем в него и поделаем дырочки одним выпрямленным указательным пальцем или всеми сразу. А потом раскатаем лепешку и будем втыкать в нее все мелкое, что под руку попадется: бусины, камешки, ракушки, крупы, бобовые.
30. Шнуровать, открывать- закрывать молнии, липучки очень полезно. Есть много игрушек, в которых используется этот прием. Но можно отлично обойтись и без них. Приносим груду вещей и устраиваем тщательный обыск.