Choice of profession: 6 рекомендаций родителям и школьникам

08 августа, 2018

У меня двое детей, и помню, когда сыну было 5 или 6 лет он сказал: «Мама, я волнуюсь за взрослую жизнь: как выберу себе университет, кем буду работать?» Считая эти «волнения» резонными (ведь в будущем, как кто-то мудро заметил, мы проведем остаток своей жизни), я вновь заинтересовалась темой выбора профессии и хотела бы поделиться некоторыми инсайтами.

Прежде всего, имеет смысл поинтересоваться у самих школьников. Я верю в «вовлекающие» технологии,  и что работающие решения создаются совместно, поэтому спросила своего 10-летнего сына Макса, что бы он порекомендовал сделать, чтобы школьникам было легче выбирать будущую профессию? Он ответил: «Дети же любят игры на телефонах? Чтобы можно было поиграть на телефоне или планшете в роли пожарника, например, или кого-то еще. Чтобы было более или менее реально, как в жизни. И тогда понять суть профессии». Я — за такой подход!

Итак, если вы хотите помочь своим детям в выборе сферы деятельности в будущем, поделюсь несколькими лайфхаками.

Послушать лекцию Кена Робинсона «How to Change Education»

Не просто послушать, как фон, когда жаришь оладьи или едешь в машине, а послушать внимательно, осмысленно, ведь Кен говорит о действительно важных вещах. Вот некоторые выдержки из его спичаизменения происходят очень быстро. Можно просто не знать, какой профессии учится, ведь профессии могут создаваться и исчезать в течение нескольких лет.

Традиционное образование не успевает изменять программы, а главное, не всегда готово изменять подходы. Как правило, в школе учат стандартизации и послушанию, это устойчивая парадигма и поведенческая модель, которую надо по капле выдавливать из себя людям, моего поколения в том числе.

Учить ребенка креативности и адаптивности

Есть абсолютно гениальный способ, как в серфинге, — «поймав волну», использовать тот интерес, который уже есть у детей. Это интерес к играм. То, что дети умеют и любят делать, интегрировать ваши идеи в их интерес и сделать пространство для развития и творчества общим.

Дайте ребенку возможность разного опыта. Пусть дети попробуют себя во всем, в чем возможно, – кататься на роликах, айкидо, плавание, музыка… Имея различный опыт, ребенок и будет развивать адаптивность и впоследствии выберет то, что ему точно по душе.

Но прежде чем вы начнете следовать данной рекомендации, необходимо поработать со своими ограничивающими когнитивными установками (идентифицируйте их и изменяйте, к примеру, такие: «компьютерные игры бесполезны», «игры вредят детям» и т.д.).

Играть вместе

Поясню на примере популярной компьютерной игры Minecraft. Одна из ее фишек, которую я в данной статье использую как метафору, состоит в том, что существует две реалии: выживание, где за ресурсы надо бороться и добывать тяжелым трудом, и ты умираешь навсегда, если не смог выжить в сложной борьбе с внешним миром, и креатив, где ресурсы безграничны, доступны, вы умеете летать, и умереть можно лишь по своему желанию. Игра интересна также тем, что в ней нет заданной цели. Как и в жизни, ты ставишь цели сам, исходя из своих приоритетов.

Любопытно, что у игрока есть шкала здоровья, которая уменьшается из-за атак монстров и тому подобного. Также у игрока есть шкала сытости, уровень которой постепенно снижается, поэтому игрок должен периодически есть. На «мирном» уровне сложности здоровье восстанавливается постоянно и шкала сытости не уменьшается. Приходит на ум аналогия с индексом качества жизни в различных странах, — в сложных мирах жить и правда сложнее.

Так вот, создатель MinecraftEdu Сантери Койвисто считает, что сценарии игры могут научить детей работать в команде. Для этого достаточно поставить ученикам цель, ради которой придется объединиться — например, построить в игре мост через реку. А в некоторых школах Швеции эта игра стал обязательной учебной дисциплиной. Учителя используют ее как способ раскрыть самые разные темы, а ученики, — чтобы тренировать креативное мышление, строя собственные города, изучить экологию на примере вырубки лесов и изменения почвы в игре, а также познать основы сетевой безопасности.

Программировать вместе

Обучение программированию позволит вам развить логику и системное мышление, понять, что хорошие четкие команды/указание нелегко сформулировать, осознать, что управление командно-административными приказами очень ограничено. Возможно, и вы, родители, сделаете первые шаги в новой профессии. Познать азы программирования поможет YouTube-канал JavaRush.

Изучить концепт «школа радости» педагога Сухомлинского

Многие вещи, которые сейчас внедряются в Финляндии (стране с рекордным индексом образования) придуманы и реализованы много лет назад, в Украине учителем с большой буквы – Сухомлинским. Любопытно, что Сухомлинский реализовал гениальную идею сближения школы и родителей – он приглашал родителей в специально созданный для них вуз (в котором он же преподавал), когда их детям (будущим школьникам) было по всего лишь 4 года, и проактивно, на опережение, учил родителей теории воспитания, педагогической психологии, теориям личности,  психологии ребенка и пр.

Сухомлинский считал Школу «святым местом гуманности, добра и правды», верил в то, что школа «должна стать для детей школой радости, для учителей – школой творчества, а для родителей – школой спокойствия. По мнению педагога, школа призвана развивать в детях чувство собственного достоинства, сберечь спокойствие, стать другом, защитить ребенка от одиночества.

Упрощать

Принимайте участие в обсуждении таких проектов, как «Школа будущего«, где участниками являются родители, дети, учителя, представители власти, представители МОН. Такие встречи необходимы для создания общего контекста и планирования конкретных шагов в вашей конкретной школе – и видения в целом в Украине, если посчитаете нужным. Как я и писала в начале статьи, я верю в «вовлекающие» инклюзивные технологии и решения. которые принимаются исключительно совместно. Фасилитация – наилучшее пространство и методология для реализации этой идеи.

— Читайте также: «Зачем нужна школа?» и еще 4 вопроса родителям, которые задумываются о хоумскулинге