О целесообразности домашних заданий в начальной школе говорили долго. Сторонники домашних заданий с первого класса считают, что без занятий дома ребенок не сможет освоить установленный программой объем знаний, да и вообще, «разболтается».
Придерживаются этой мысли не только некоторые родители, но и многие учителя. Поэтому в большинстве школ Украины, где новой программой домашние задания в младшей школе отменены, их продолжают задавать в виде «доделывания заданий классной работы». Получается, что домашних заданий как бы нет, но они есть. Каковы были аргументы реформаторов против домашних заданий в начальной школе и почему нам стоит добиваться фактической, а не номинальной их отмены?
Эксперимент в отдельно взятой школе
Один директор начальной школы в штате Вермонт Марк Трифилио решил провести эксперимент: учителя вместо домашних заданий просили учеников читать и играть на свежем воздухе. Это предложение было сначала рассмотрено на педсовете в начале года, все 40 учителей проголосовали «за». И не просто «за», а «обеими руками». Педагоги разработали стратегию на каждый день «Без домашних заданий», вот в чем она состоит:
- Читайте каждый вечер хорошие книги (родители тоже могут вам читать);
- Выходите во двор играть — имеется в виду игра не с гаджетами;
- Ужинайте с вашей семьей — помогайте накрывать на стол и убирать после ужина;
- Ложитесь спать вовремя.
Спустя шесть месяцев эксперимент дал очевидные позитивные результаты. Марк Трифилио говорит, что отмена домашних заданий повысила успеваемость учеников, дала детям время развивать творческое мышление дома и следовать своим увлечениям. Детям даются рекомендованные списки литературы, при этом не нужно заполнять никаких «читательских дневников», которые все равно ведутся как попало. Увидели хорошее в этом эксперименте не только учителя, но и родители. В конце года около 400 родителей были опрошены и подавляющее большинство заявило, что дети стали читать больше и имели больше времени заниматься активными играми или спортом. Лишь небольшая часть родителей высказалась о том, что дети перестали прогрессировать в успеваемости после отмены домашних заданий.
Языком фактов
Исследования, проведенные по данному вопросу, только подтверждают результаты, полученные в этой школе. В 1987 и 2003 годах были проведены исследования, показавшие незначительную или совсем отсутствующую связь между временем, проведенным за домашними заданиями и успеваемостью в начальной школе. Что касается учеников старших классов, то зависимость прямо противоположная: чем больше занимается старшеклассник дома, тем лучше его академические результаты. [traqli_related]
Харрис Купер, который изучает эффективность домашних заданий вот уже 25 лет, объясняет приведенные выше результаты разницей в когнитивных способностях детей разных возрастов, в первую очередь в их способности к концентрации внимания. Младшеклассников отвлекает среда, в которой делаются домашние задания, поэтому они и не дают желаемого эффекта. Ричард Уокер, профессор педагогики из Университета Сиднея, того же мнения: «Никакой особой пользы от домашних заданий в начальной школе нет, — говорит он. — Для средних классов кое-какая польза есть, для старших классов — 50% успеваемости связано с домашними заданиями, но вот для начальной школы никакой пользы в домашних заданиях нет».
Источник: essentialkids.com