Choice of profession: 6 рекомендаций родителям и школьникам

08 августа, 2018

У меня двое детей, и помню, когда сыну было 5 или 6 лет он сказал: «Мама, я волнуюсь за взрослую жизнь: как выберу себе университет, кем буду работать?» Считая эти «волнения» резонными (ведь в будущем, как кто-то мудро заметил, мы проведем остаток своей жизни), я вновь заинтересовалась темой выбора профессии и хотела бы поделиться некоторыми инсайтами.

Прежде всего, имеет смысл поинтересоваться у самих школьников. Я верю в «вовлекающие» технологии,  и что работающие решения создаются совместно, поэтому спросила своего 10-летнего сына Макса, что бы он порекомендовал сделать, чтобы школьникам было легче выбирать будущую профессию? Он ответил: «Дети же любят игры на телефонах? Чтобы можно было поиграть на телефоне или планшете в роли пожарника, например, или кого-то еще. Чтобы было более или менее реально, как в жизни. И тогда понять суть профессии». Я — за такой подход!

Итак, если вы хотите помочь своим детям в выборе сферы деятельности в будущем, поделюсь несколькими лайфхаками.

Послушать лекцию Кена Робинсона «How to Change Education»

Не просто послушать, как фон, когда жаришь оладьи или едешь в машине, а послушать внимательно, осмысленно, ведь Кен говорит о действительно важных вещах. Вот некоторые выдержки из его спичаизменения происходят очень быстро. Можно просто не знать, какой профессии учится, ведь профессии могут создаваться и исчезать в течение нескольких лет.

Рішуча. Справжня. Небайдужа.

17 грудня 2025 року у Києві SHE Congress від WoMo об’єднає понад 2000 учасниць та більш ніж 25 спікерок для обміну сценаріями жіночої реалізації. Лідерки бізнесу, ІТ, культури та інших напрямів поділяться досвідом подолання викликів війни, ефективної організації робочих процесів та стратегіями управління.

Забронюйте Вашу участь вже сьогодні!

Традиционное образование не успевает изменять программы, а главное, не всегда готово изменять подходы. Как правило, в школе учат стандартизации и послушанию, это устойчивая парадигма и поведенческая модель, которую надо по капле выдавливать из себя людям, моего поколения в том числе.

Учить ребенка креативности и адаптивности

Есть абсолютно гениальный способ, как в серфинге, — «поймав волну», использовать тот интерес, который уже есть у детей. Это интерес к играм. То, что дети умеют и любят делать, интегрировать ваши идеи в их интерес и сделать пространство для развития и творчества общим.

Дайте ребенку возможность разного опыта. Пусть дети попробуют себя во всем, в чем возможно, – кататься на роликах, айкидо, плавание, музыка… Имея различный опыт, ребенок и будет развивать адаптивность и впоследствии выберет то, что ему точно по душе.

Но прежде чем вы начнете следовать данной рекомендации, необходимо поработать со своими ограничивающими когнитивными установками (идентифицируйте их и изменяйте, к примеру, такие: «компьютерные игры бесполезны», «игры вредят детям» и т.д.).

Играть вместе

Поясню на примере популярной компьютерной игры Minecraft. Одна из ее фишек, которую я в данной статье использую как метафору, состоит в том, что существует две реалии: выживание, где за ресурсы надо бороться и добывать тяжелым трудом, и ты умираешь навсегда, если не смог выжить в сложной борьбе с внешним миром, и креатив, где ресурсы безграничны, доступны, вы умеете летать, и умереть можно лишь по своему желанию. Игра интересна также тем, что в ней нет заданной цели. Как и в жизни, ты ставишь цели сам, исходя из своих приоритетов.

Любопытно, что у игрока есть шкала здоровья, которая уменьшается из-за атак монстров и тому подобного. Также у игрока есть шкала сытости, уровень которой постепенно снижается, поэтому игрок должен периодически есть. На «мирном» уровне сложности здоровье восстанавливается постоянно и шкала сытости не уменьшается. Приходит на ум аналогия с индексом качества жизни в различных странах, — в сложных мирах жить и правда сложнее.

Так вот, создатель MinecraftEdu Сантери Койвисто считает, что сценарии игры могут научить детей работать в команде. Для этого достаточно поставить ученикам цель, ради которой придется объединиться — например, построить в игре мост через реку. А в некоторых школах Швеции эта игра стал обязательной учебной дисциплиной. Учителя используют ее как способ раскрыть самые разные темы, а ученики, — чтобы тренировать креативное мышление, строя собственные города, изучить экологию на примере вырубки лесов и изменения почвы в игре, а также познать основы сетевой безопасности.

Программировать вместе

Обучение программированию позволит вам развить логику и системное мышление, понять, что хорошие четкие команды/указание нелегко сформулировать, осознать, что управление командно-административными приказами очень ограничено. Возможно, и вы, родители, сделаете первые шаги в новой профессии. Познать азы программирования поможет YouTube-канал JavaRush.

Изучить концепт «школа радости» педагога Сухомлинского

Многие вещи, которые сейчас внедряются в Финляндии (стране с рекордным индексом образования) придуманы и реализованы много лет назад, в Украине учителем с большой буквы – Сухомлинским. Любопытно, что Сухомлинский реализовал гениальную идею сближения школы и родителей – он приглашал родителей в специально созданный для них вуз (в котором он же преподавал), когда их детям (будущим школьникам) было по всего лишь 4 года, и проактивно, на опережение, учил родителей теории воспитания, педагогической психологии, теориям личности,  психологии ребенка и пр.

Сухомлинский считал Школу «святым местом гуманности, добра и правды», верил в то, что школа «должна стать для детей школой радости, для учителей – школой творчества, а для родителей – школой спокойствия. По мнению педагога, школа призвана развивать в детях чувство собственного достоинства, сберечь спокойствие, стать другом, защитить ребенка от одиночества.

Упрощать

Принимайте участие в обсуждении таких проектов, как «Школа будущего«, где участниками являются родители, дети, учителя, представители власти, представители МОН. Такие встречи необходимы для создания общего контекста и планирования конкретных шагов в вашей конкретной школе – и видения в целом в Украине, если посчитаете нужным. Как я и писала в начале статьи, я верю в «вовлекающие» инклюзивные технологии и решения. которые принимаются исключительно совместно. Фасилитация – наилучшее пространство и методология для реализации этой идеи.

— Читайте также: «Зачем нужна школа?» и еще 4 вопроса родителям, которые задумываются о хоумскулинге