Нейтрально: Как правильно писать и читать объявления о поиске сотрудников

19 декабря, 2018
Overhead view of young woman working on her laptop at a cafe. Top view shot of female sitting at a table with a cup of coffee browsing internet.

Вопрос интересен и для работодателей и для тех, кто ищет работу. Почему одни кажущиеся гендерно-нейтральными объявления о найме работников привлекают больше мужчин-соискателей, а другие — женщин? Ирис Боне, профессорка Гарвардской школы бизнеса, объясняет все, о том, как работают слова.

Во многих странах запрещено указывать пол в объявлениях о найме работников, но, несмотря на это, одни объявления воспринимаются соискателями как подходящие для мужчин, а другие — для женщин. Все дело в том, как написаны эти объявления, какие мы слова выбираем. К сожалению, наша ментальность, наше подсознание не может так быстро отбросить все гендерные стереотипы. Это также важная информация и для тех, кто ищет работу, ведь наткнувшись на «неправильные» слова, вы можете решить, что вакансия вам не подходит.

Правильные слова

Несколько лет тому назад ученые из Университета Ватерлоо и Университета Дюка составили длинный список прилагательных и глаголов, которые определили как «мужские» и «женские», а потом поискали эти слова на популярном сайте вакансий. Они обнаружили, что объявления о работе в сферах, где больше мужчин, используют «мужские» слова, например, «конкурентный» и «владеть», чаще, чем в областях, где работает больше женщин.

Последующее исследование подтвердило, что объявления с такими словами привлекают меньше женщин. И тем не менее «гендерно-окрашенный» язык продолжает использоваться в объявлениях. Например, слово «ниндзя»- его все чаще используют в описаниях работы в сфере высоких технологий. Частота использования этого слова возросла на 400% с января 2012 года по октябрь 2016 по данным компании Job Trends. «Работа для ниндзя» — это звучит волнующе, но большинство женщин не воспримет «ниндзя» на свой счет (ниндзя — это почти всегда мужчина) и пройдет мимо объявления, даже будучи превосходным кандидатом. Не похоже на то, что в скором будущем мир перестанет ассоциировать слова с гендером. К счастью для работодателей решение проблемы гендерно-несбалансированного пула кандидатов есть: писать объявления правильно.

Убрать «женские» и «мужские» прилагательные

Наш мозг — упрямый зверь, он сопротивляется изменениям, но убрать предубеждения из объявлений не так уж сложно. Во-первых, нужно убрать слова, ассоциирующиеся с определенным гендером. Во-вторых, нужно уменьшить количество навыков, необходимых кандидату.

Рішуча. Справжня. Небайдужа.

17 грудня 2025 року у Києві SHE Congress від WoMo об’єднає понад 2000 учасниць та більш ніж 25 спікерок для обміну сценаріями жіночої реалізації. Лідерки бізнесу, ІТ, культури та інших напрямів поділяться досвідом подолання викликів війни, ефективної організації робочих процесів та стратегіями управління.

Забронюйте Вашу участь вже сьогодні!

Разберемся с первым. Прочтите такое объявление о найме на работу в школу: «Ищем преданного своей работе учителя с высоким уровнем педагогического мастерства и навыков общения для работы в атмосфере поддержки и сотрудничества». Потенциальная проблема в том, что мы ассоциируем слова «поддержка» и «сотрудничество» и даже «преданный своей работе» с женскими качествами. Это совсем не значит, что мужчины не умеют поддерживать или сотрудничать, проблема только в наших ассоциациях. Дело в том, что с аналитическими данными не поспоришь, а они говорят, что соискатели реагируют на «гендерные» слова. Поэтому объявление это привлечет женщин, но не мужчин. Что делать? Убираем «неправильные слова» и заменяем их на нейтральные: «Ищем на должность учителя профессионала с высоким уровнем педагогического мастерства». Это уже объявление, которое обращается не только к женщинам.

Сократить список требований [traqli_related]

Нет сомнений, что ваш работник должен быть самым компетентным, самым квалифицированным. Но вы уверены, что ему понадобятся все 20 навыков и дипломов, которые вы включили в текст объявления? Во-первых, многое из того, что прописывается в разделе «Требования к кандидату» — лишь желательно, а никак не обязательно. А между прочим, женщины обычно, не находя у себя 1-2 совпадений с вашими требованиями, скорее всего решат, что недостаточно хороши для вакансии, тогда как «знание английского на уровне носителя языка» и «наличие водительских прав» для иллюстратора не жизненно необходимы. Мужчины, кстати, не смутятся, если в их резюме нет каких-то требуемых работодателем пунктов и, скорее всего, все равно попробуют пройти собеседование.

Источник: forbes.com

— Читайте также: Для целеустремленных: Как я получила работу мечты после пяти лет поисков