Марина Голуб, управляющий партнер Агентства стратегических решений «Голуб и Шинкаренко», о необратимости процесса перевода бизнес-процессов на аутсорсинг.
В 2002 году я впервые столкнулась с таким явлением, как аутсорсинг. Компания, в которой я тогда работала, перевела на аутсорс весь клининговый персонал. Помню, тогда я не могла понять логики решения. Ведь когда ты имеешь штатную единицу, ею можно управлять, ее можно контролировать, а с аутсорсингом работать вроде как сложнее. Тогда я не постеснялась задать вопрос руководству и, получив ответ, сделала два вывода:
1. Преимущество аутсорсинга заключается в том, что компания, которая предоставляет какие бы то ни было услуги, берет на себя определенные обязательства, и заказчик не должен ломать голову над тем, как исполнитель будет настраивать процесс их реализации. Во главе угла результат.
2. От аутсорсинга можно в любой момент отказаться без потерь для бизнеса, да и сменить поставщика услуг не составляет большого труда. В то время как уволить штатного сотрудника, чья работа не приносит ожидаемого результата,— задача не из приятных.
Практические преимущества такого формата работы я испытала, уже создав свой собственный бизнес. Наше агентство очень быстро развивалось, и в какой-то момент я поняла, что, несмотря на укомплектованность штата, результат не всегда соответствует ожиданиям. Людей много, и вроде как все что-то делают, а результат не радует…
Тогда мы приняли решение сократить штатных сотрудников и обратиться к услугам аутсорсинга. Это оказалось более продуктивно и более выгодно с финансовой точки зрения. Условно говоря, мы делаем один радиоролик в месяц. Его стоимость 150 долларов. А скольким людям, принимающим участие в его создании, я должна платить ежемесячную зарплату?
Кроме того, аутсорсинг предоставляет свободу выбора. Когда-то у меня на полной ставке был дизайнер, который однажды сделал три задания в совершенно банальном, однообразном стиле… Он оправдал это «творческим кризисом». Но должен ли зависеть бизнес-результат от эмоционального состояния наемных сотрудников? Как бы «жестоко» это ни звучало, но нет. В тот момент я поняла, что от такого управления бизнесом у меня страдает сам бизнес Теперь же, когда мне нужна та или иная работа, я могу выбрать из своего широкого перечня компаний или специалистов того, который наиболее подходит для выполнения задачи. И я получаю качественный продукт или услугу за определенную цену без дополнительных затрат и обязательств.
Так что в 90% случаев в бизнесе аутсорсинг оправдан, и за ним, безусловно, будущее по трем причинам:
— более высокий уровень качества;
— безусловная экономическая выгода;
— зона ответственности исполнителя без «головной боли» для заказчика.
Увы, к столь прогрессивному типу ведения бизнеса готовы далеко не все. Многие управленцы «страдают» авторитаризмом. Он проявляется в том, что лучше иметь подчиненного, платить ему и требовать три шкуры, через какое-то время кричать: «За что я тебе деньги плачу!», а потом всем жаловаться, какие бестолковые на рынке кадры. Но важно понять, что никакой суперспециалист не может равноценно конкурировать с компанией. Компания имеет другой ресурс — и численный, и качественный.
У нас ведь как принято: пока на грабли три раза не наступят, пока шишек на лбу не набьют, будут действовать старыми методами.
Украинским бизнесменам пора поменять взгляд, увидеть и оценить преимущества аутсорсинга.
Ведь если вам надо время от времени встретить делового партнера в аэропорту, вы нанимаете лимузин или авто определенного класса. Вы же не «держите» весь набор с водителем ради того, чтобы время от времени ездить в аэропорт? На сегодняшний день многие согласны, образно говоря, держать все в своем хозяйстве на всякий случай. Часто потому что боятся ошибиться в своем выборе среди многообразия предложений для разовых услуг. Но и тут начинается самое интересное — процедура тендера. Многие компании так полюбили и увлеклись процедурой, что в конце не помнят, что хотели.
Но эта тема для отдельного разговора.
Это как в советские времена: была лишь докторская колбаса и во время визитов за границу многообразие выбора повергало в шок. Но прошло время, и многообразие не пугает. Так же и с аутсорсингом: со временем все оценят его преимущества и научатся использовать с выгодой для себя.