Андрей Федорив, основатель fedoriv.com, отец двух дочерей: Ярина (почти 10 лет) и Иванна (2,5 года).
Мне невероятно повезло. Мы были вместе с Дариной почти 10 лет. Это было волшебство. Magic. Она была тонким, светлым, неземным человеком. При этом очень сильной личностью. Мы были бесконечно счастливы и знали, что состаримся вместе. Но жизнь и мир непредсказуемы и неидеальны. И это нужно однажды научиться принимать…
К счастью, мои друзья никогда не позволяли мне заостряться на проблеме, что я вынужденно в одном лице и папа, и мама. Один из них как-то сказал мне: «Слушай, чего ты паришься? Твои дети не вырастут хуже других. Они просто будут чуть-чуть другими». И я как-то выдохнул.
Потом мне попалась фраза: «Наши ложные представления о том, как могло и должно было быть, очень сильно мешают нам наслаждаться тем, как есть на самом деле». И я с ней согласен. Это простая, но достаточно фундаментальная штуковина.
О детстве
Со стороны может показаться, что мое детство похоже на дремучую скандинавскую драму: родители развелись, когда мне еще не было и года и важную роль стала играть моя бабушка, но когда мне было 10 лет, она умерла. Мама в силу обстоятельств должна была много ухаживать за прабабушкой, и примерно до 20 лет мой мир выглядел так: я, дедушка и собака. И мама чаще по телефону. Ад. А я — человек, выращенный собакой и дедушкой на обломках развалившейся семьи.
Но это очень однобокий и ошибочный взгляд на ситуацию. Потому что на самом деле у меня было фантастическое детство! Мой дед был уникальной личностью: он ездил на Harley-Davidson еще в 1946 году, был чемпионом Киева по фехтованию, альпинистом, горнолыжником, мотогонщиком, театральным режиссером, актером, а впоследствии заслуженным деятелем искусств, лауреатом кучи премий, ведущим режиссером-документалистом. А еще галантным кавалером, фанатичным коллекционером антиквариата и невероятным авантюристом. Ему было далеко за 70, а в него продолжали влюбляться.
К моменту моего появления на свет у него уже было достаточно опыта и вдохновения, которые он мне попытался передать. Я получил уникальное мужское воспитание. Ни в коем случае не «ремень и ежовые рукавицы». Я вообще не знал физического наказания и даже повышенный тон слышал от него пару раз за всю жизнь.
Это было бесконечное приключение двух друзей, двух родных людей с разговорами на кухне или во время прогулок с собакой. Я не чувствовал разницы в возрасте, хотя он был старше меня на 54 года. Я всегда называл деда папой, и слово «дед» до сих пор не склеивается с ним в моей голове. Папа. Я был абсолютно счастлив и стал собой в первую очередь благодаря ему.
О стереотипах
Люди могут составить себе картинку «стандартной», почти рекламной семьи и стать ее рабом: папа, мама, двое детей, и вот только тогда это счастье. И если что-то не соответствует, грызть себя и других, изводить и ждать, когда все будет «как надо», «как у людей». Именно из-за этих навязанных штампов в голове рождаются миллионы несчастных семей. Где формально все есть, а в душе и доме пустота и холод. Декорация без любви и радости.
Люди идут на компромиссы с собой ради комфорта. А это тупик. Ведь на самом деле быт — это самое простое. Если у вас есть голова и хоть немного денег, организовать все — дело техники и нескольких дней. Меня иногда бесят пары, которые ругаются, например, в супермаркете из-за мелочей. Из-за йогурта или чего-то ненужного в тележке. Это так глупо. Пару раз с трудом сдержался от того, чтобы не подойти и не сказать: «Идиоты! Любите друг друга пока не поздно!». Гармония и настоящие эмоции — вот, что действительно важно. Если это любовь, то нужно научиться плевать на мелочи и переступать через них. Если жопа, нужно разводиться. Не нужно мучить ни себя, ни других. Особенно детей.
Можно и нужно наслаждаться жизнью будучи свободным, одиноким, женатым, разведенным. Как угодно, но радоваться. Бесконечные страдания и жертвенность — это бред. Быть или не быть счастливым — это обычное решение, которое просто нужно принять. Я, например, решил быть счастливым.
О принципах воспитания
Качество времени важнее его количества. Формат «идеального папы», который постоянно физически присутствует дома, — далеко не всегда рецепт успеха. Он может оказаться страшным занудой. Критически важна непредсказуемост
При этом чем больше времени вместе, тем лучше. Это важно. Поэтому мое личное пространство чаще всего начинается примерно в 22.30, когда дети уже спят.
Однажды я спросил у деда: «Как правильно воспитать ребенка?». Он ответил: «Мальчика воспитать очень легко: нужно просто быть собой, не стесняться своих недостатков и не пытаться быть тем, кем ты не есть. И обязательно разговаривать». А вот что делать с девочками, он совета не дал. Сказал: «Не знаю. У них писька совсем по-другому устроена».
И у меня нет гарантированных рецептов, как воспитать супердевочку. Я пока не знаю. Поговорим лет через 30, возможно. Я опираюсь на один универсальный принцип: вместе должно быть хорошо. Вот и все. Я стараюсь искренне делиться тем, что меня радует. Если мне нравится Eminem, то мы в детский сад поедем под Eminem, а не под плейлист, составленный псевдопсихологом для гармоничного воспитания детей. И так далее, неважно что это: Abercrombie & Fitch, Гауди, друзья на даче, Бродский или итальянская кухня. И любовь. Очень много любви.
А еще, на мой взгляд, перед каждым родителем стоят три задачи:
- Оградить от критических рисков (ремни безопасности, велосипедные шлемы, забота о здоровье и т.п.).
- Научить получать кайф от недорогих и бесплатных вещей. Я не пропагандирую бедность, но точно знаю, что деньги не должны стать условием счастья. Даже когда их достаточно, это всего лишь краски.
- Объяснить, что созидание важнее, чем потребление. Без этого в их жизни будет меньше смысла.
Еще важно быть открытым и честным. На любой вопрос я отвечаю, как взрослому. Конечно же, нужно подбирать правильные слова, иногда это непросто, но нельзя уходить от ответа. Например, если мы стоим напротив стрипклуба и дочь спрашивает: «Что это?», нужно найти слова для того, чтобы это объяснить. Прямо сейчас, даже если ей всего восемь лет. Спрашивает? Пора.
О балансе
Мои дети научили меня нежности, терпению и умению держать баланс. Я стал почти буддистом. Например, недавно я поехал и купил топор и свечи. С одной стороны, я рублю дрова и понимаю, что на мне все хозяйственные вопросы, но с другой стороны, моя задача — объяснить девочкам, что такое атмосфера и почему во время ужина может тихо играть джаз и гореть свечи. Это тоже важно. Дети точно сделали меня лучше.
Я не знаю, что будет дальше, но верю в то, что мир — стопроцентное зеркало. Если ты считаешь, что он классный, он будет классным. Если ты считаешь, что он ужасный, он немедленно докажет это. Главное, не врать себе, не пытаться обманывать свое сердце и все будет.