WoMo-портрет: Зулихан Биджанова

15 октября, 2015

Героиня нашего WoMо-портрета сегодня Зулихан Биджанова, владелица автошколы GirlClass, мама двоих дочерей: Виты (18 лет) и Ренаты (11 лет), рассказывает о том, как начать жизнь с нуля в другой стране, почему хорошо, когда дети быстрее становятся самостоятельными, и для чего женщинам нужно учиться контраварийной подготовке.

О детях

Мои девочки абсолютно разные — и внешне, и по характеру. Старшая дочь — боец, она у меня анархо-феминистка, веганка, да и вообще, жестких, иногда даже агрессивных взглядов. Она воюет с нами, чтобы мы не ели мяса, защищает права женщин, общается со своими друзьями-анархистами: «А почему это мы должны брить ноги, а мужчины нет?» Думаю, со временем это все пройдет, но я никогда ее не подавляла. Любые желания, которые не угрожали ее жизни или здоровью, я всегда поддерживала, но и объясняла, какие ее ждут сложности.

Меня же воспитывали по-другому, до 18 лет не выпускали из дома, держали за ручку, а потом отпустили учиться в другой городя. И я, такая наивная и верящая, что «все люди меня любят, все хорошие», не раз наступала на грабли. Это было очень больно, приходилось учиться на собственных ошибках. А дочь в свои 18 лет намного самостоятельнее и умнее, чем я была в ее возрасте. И мне это приятно.

Младшая дочь похожа на бабушку. Внешне она просто ангелочек, у нее светлые глаза, волосы, нежный характер. Хотя, с другой стороны, в первых классах она умудрялась бить мальчиков в школе. Не знаю, откуда это повелось, не выходило у нее решать проблемы словами. Но после Дня Святого Валентина, когда она не получила ни одной валентинки, она перестала их бить, и все более-менее уладилось. Кстати, ее бабушка тоже была драчухой в школе.

unnamed (4)

Рішуча. Справжня. Небайдужа.

17 грудня 2025 року у Києві SHE Congress від WoMo об’єднає понад 2000 учасниць та більш ніж 25 спікерок для обміну сценаріями жіночої реалізації. Лідерки бізнесу, ІТ, культури та інших напрямів поділяться досвідом подолання викликів війни, ефективної організації робочих процесів та стратегіями управління.

Забронюйте Вашу участь вже сьогодні!

Почему девочки такие разные? Может быть, из-за моего состояния, когда я была в положении. Потому что, когда я была беременна старшей, я всю беременность и первые два года была одна с ней. На тот момент муж меня бросил, и, наверное, дочери, как и мне, пришлось стать настоящим бойцом. Я все простила мужу, нашла кучу оправданий ему. И младшая дочь уже родилась в другой обстановке, у нас была стабильная, нормальная семья, и сама беременность была спокойной.

О принципах воспитания

Я очень демократична и исхожу из интересов детей. Меня в детстве никуда не отпускали, потому что мама моя очень волновалась. А вот я отпускаю детей, несмотря на все свое беспокойство. Я думаю о том, чтобы детям было хорошо, чтобы они получали опыт. Я стараюсь давать им много информации согласно возрасту, они знают, что могут мне доверять, прийти с любым вопросом или ляпом, который они совершили.

Отношение к детям, наверное, сформировалось из моего собственного детства. Кавказский народ действительно носит детей на руках. И меня тоже носили, мне было позволено все: «Зулечка, ты можешь делать, все, что угодно. Не хочешь спать днем? Пожалуйста!». Но все это закончилось в 13 лет, потому что папа стал бояться, что Зулечка пойдет познакомится с мальчиками и с ней что-то случится. Вот тот подход к воспитанию маленьких детей я переняла по максимуму, но то, что происходит потом — ни в коем случае.

О разводе

Наши отношения с мужем в семье были асболютно не паритетные. Я воспитывалась в патриархальной семье и, естественно, мужа нашла такого же, как мой папа. Он был на 16 лет старше меня. Я была счастлива, что он был чуть-чуть более демократичен. Я безумно его любила, родила двоих дочерей. Но потом, пройдя два года психоанализа, я поняла, что это не те отношения, в которых я хочу жить. Я стала себя больше любить и уважать и поняла, что этот мужчина никогда не изменится. Формальным поводом для нашего развода было мое увлечение ралли. Он дико ревновал меня, считал, что я пошла на занятия автоспортом из-за мужчин, но мне они были абсолютно не интересны, мне нравился спорт, общение.

Полгода я еще колебалась, я думала, что разрушу семью, а как же дети, столько лет… Все приходилось начинать заново, расстались мы так: мне — дети, ему- имущество, потому что он был обижен. Поэтому все то, что есть у меня сейчас, построено с нуля. Он умер два года назад, и мне его безумно жаль, но я никогда не жалела, что ушла.

unnamed (5)

О переезде в Украину

Я родилась в Сочи, мой папа — черкес, отсюда и такое имя необычное. 9 лет назад мы решили уехать из России. 10 лет назад объявили о том, что в Сочи будет проводиться Олимпиада, началось дикое взвинчивание цен, отжимание бизнесов… До этого у нас был свой бизнес — маршрутные перевозки по городу.

Мы рассматривали различные варианты — от Таиланда до Европы. Но не хотели терять возможности говорить на своем языке. Поэтому Украина оказалась лучшим вариантом. И мы никогда не жалели о своем выборе.

Переехав в Украину, мы поняли, что это вообще другая страна, родственный, но другой менталитет. А местные чиновники — это просто невинные младенцы, по сравнению с тем, что было там. В Украине люди более свободолюбивые, они меньше боятся власти, несмотря на все события. Они не боятся говорить, что думают, наверное, главное отличие то, что здесь меньше рабского. Здесь люди к чему-то стремятся, они во что-то верят, а там — нет.

Сперва мы переехали в Харьков — он вроде и большой город, но в то же время не такой, как Киев. Это было то, что нужно! Но со временем я выросла из него, и этой весной мы с детьми переехали в столицу.

О друзьяхunnamed (2)

Я очень доверчива и, если мне нравится человек, открываюсь всей душой. Иногда это плохо, а иногда хорошо, ведь вокруг так много хороших людей. У меня нет друзей из детства, кто-то в Норильске, кто-то еще где-то — растерялись. Много друзей среди бывших учениц, есть люди в других городах и странах, которых видишь раз в несколько лет, но при этом не теряешь связи.

Вообще, я стараюсь быть независима от того, есть у меня друзья или нет, мне не нужен постоянно кто-то, с кем бы я тесно общалась. У меня много работы, дети, ученицы, ралли… И даже если бы я хотела с кем-то пообщаться, у меня почти нет на это времени. Но зато я легко схожусь с новыми людьми. А когда удается провести время с друзьями, то это праздник.

О бизнесе

У меня автошкола полного цикла — от нуля и до автоспорта. Почему именно это направление? Надо было зарабатывать деньги, но только так, чтобы это приносило удовольствие. Я полжизни проработала в финансовой сфере. Я была главным бухгалтером, финансовым директором, да, денег было много, но никакого удовольствия, сплошная нервотрепка.

Потом, когда мы переехали в Украину, как только я представила, что мне снова придется этим заниматься, мне физически стало плохо. Я стала думать о том, что я люблю, хочу и умею делать. Мне нравится преподавать, и первое мое образование педагогическое. А машины — это моя жизнь! Вот так и сложилось: преподавание, вождение и бизнес-опыт.

Мы стараемся держать цены немного ниже, к тому же, мы бесплатно обучаем инструкторов, в отличие от других школ. Если я вижу, что человек хочет, у него есть задатки, чувство ответственности, я его учу. И потом такой инструктор не захочет уйти из школы, потому что опять-таки у нас лучше условия.

О женщинах за рулем

Меня всегда раздражали эти стереотипы о женщинах за рулем, и я решила доказать, что могу не только я, но и другие. Так, в Харькове мы открыли первую женскую автошколу, где и преподавали женщины-инструкторы. В обучении женщин есть свои особенности, их нельзя пугать, их нужно хвалить. Если на мужчину можно рявкнуть, он разозлится и сделает, то с женщиной такое не пройдет. Она расстроится и решит, что неспособна, а на самом деле неспособен инструктор.

Практически все женщины задают один и тот же вопрос после первого занятия: «Я не безнадежна?» После нескольких лет преподавания, я поняла, откуда корни неуверенности в себе — это им твердили друзья, семья, общество… Ко мне приходит ведь только малая часть женщин, желающих научиться водить, большинство так и считают себя безнадежными. И те женщины, которые приходят учиться к нам, надеятся, что на них здесь не будут кричать, что другая женщина-инструктор поймет их, простит какие-то ошибки.

unnamed (6)

О том, почему стоит научиться контраварийной подготовке

Мотивируют обычно зима и гололед. Осенью еще на первом гололеде, на площадке, мы учимся делать какие-то вещи: экстренное торможение, искусственное бросание машины в заносы и ее «вылавливание». И вообще мотиватор для женщины, чтобы научиться, это либо если ей дают служебную машину и ей нужно работать, либо же дети, которых нужно возить в школу, на занятия в секции. Приходят на занятия и женщины в возрасте, для них это способ тренировать свой мозг. Они либо идут учить английский, либо на вождение, ведь оно действительно очень развивает.

Об увлечении ралли

В идеале профессиональный спортсмен должен тренироваться каждый день, но в худшем случае ты ездишь только на соревнования, которые по совместительству являются и тренировками. Участие в стандартном этапе Чемпионата Украины по ралли обойдется около 10-15 тысяч грн., это не считая подготовки машины, резины. А тренировка выходного дня — это как минимум бак сотого бензина плюс аренда трассы, оплата тренеру. Да и машина должна быть специально подготовлена, оборудована каркасом безопасности, экипировка (шлемы, комбинезоны и прочее), еще много всего согласно регламенту соревнований. А еще это командная работа со штурманом.

unnamed (1)

Дочери спокойно относятся к моему увлечению, думаю, гордятся. Старшая довольно прагматична, она не стремится научиться водить, пока у нее нет своей машины. А младшая опасается, хотя очень хочет и пробовала уже на площадке.

Ралли дает много всего — от адреналина и ощущения полета до решения социально значимых задач, например, доказать, что я могу, несмотря на то, что я — женщина, и этим показать тем, кто считает себя безнадежными, что есть другая жизнь и очень большие возможности. Ведь я участвую в соревнованиях, которые не разделяются на мужские и женские.