Актриса, сохранившая украинский театр: жизнь Софии Тобилевич в вихре истории

София Витальевна Тобилевич (1860–1953, девичье — Дитковская) – выдающаяся украинская актриса, переводчица, фольклорист и мемуарист, вторая жена драматурга Ивана Карпенко-Карого (Ивана Тобилевича).

Яркие роли и театр корифеев

На сцене она создала ряд ярких образов, среди которых: Терпелиха в «Наталке-Полтавке» Ивана Котляревского, Стеха в «Назаре Стодоле» Тараса Шевченко, Секлета в «За двумя зайцами» Михаила Старицкого, Мелашко в «Наймычке», Палажка в «Мартине у Бортино» дураки” Ивана Карпенко-Карого.

Свою деятельность София Тобилевич описала в книге «Корифеи украинского театра. Портреты. Воспоминания» (1947). Она была свидетелем и участницей становления украинского национального театра, который Иван Карпенко-Карий называл Театром грамотности, который стремился отражать жизнь правдиво, отказываясь от заимствованного фальшивого пафоса «классического» метода выполнения ролей.

Ранние годы и самообразование

Родилась 3 (15) октября 1860 года в обедневшей польской благородной семье Дитковских в с. Новоселица на Подолье. Ее отец, Виталий Диткивский, умер рано от туберкулеза, полученного во время Крымской войны. После второго брака матери, Анели Ксаверьевны, с Иосифом Пилецким, вернувшимся из ссылки раздраженным и неуравновешенным, София и ее сестра Юлия были изгнаны из дома.

София вынуждена была служить в богатых семьях, но благодаря естественной одаренности и встрече с домашней учительницей Брониславой Сидорович, она интенсивно занималась самообразованием: самостоятельно овладела грамотой, изучила русский, немецкий и французский языки, ознакомилась с классической литературой. В 1883 году, потеряв работу в Киеве и отчаявшись, она встретила композитора Николая Лысенко, который, услышав ее пение, предложил ей работу в хоре театральной труппы Михаила Старицкого.

Фольклористическая деятельность

Благодаря Николаю Лысенко, представившему ее польскому фольклористу Чеславу Нейману, София Дитковская была вовлечена в научную работу.

В 1883 году она организовала этнографическую экспедицию на Подолье, где собрала более 300 народных песен. Ее первые материалы были опубликованы в Кракове в 1884 году. Фольклористическую работу она продолжала всю жизнь, а собранные ею материалы вошли в сборник «Украинские народные песни в записях Софии Тобилевич» (1982).

Брак и театральная карьера

В октябре 1883 года, во время гастролей труппы Старицкого в Елисаветграде, хористка Зося Дитковская познакомилась с режиссером-любителем, писателем и актером Иваном Карповичем Тобилевичем (Карпенко-Карым), который только что присоединился к труппе. 19 декабря 1883 у них родилась общая дочь Мария (Тобилевич-Кресан), а обвенчались они в январе 1885 в Новочеркасске, куда Иван Карпенко-Карий был сослан «за неблагонадежность».

В Новочеркасске, пока мужчина работал в кузнице и переплетной мастерской, София переводила произведения польских и европейских драматургов, которые Иван Карпенко-Карий адаптировал для украинской сцены, прежде чем начать писать собственные пьесы.

После снятия гласного надзора, в декабре 1888 года София Тобилевич вместе с мужем вошла в труппу Николая Садовского уже как характерная актриса.

Берегиня Хутора Надежда и мемуаристка

В 1887-1888 гг. София Тобилевич жила с мужем на Хуторе Надежда (названном в честь первой жены Карпенко-Карого), превратив степь в цветущий оаз.

Хутор Надежда, 1920 г.

После смерти мужа в 1907 году она стала его настоящим ангелом-хранителем, посвятив себя сохранению его наследия. Сразу после его смерти она начала писать воспоминания, вышедшие отдельной книгой «Жизнь Ивана Тобилевича» (1945).

В 1908-1916 гг. она снова вернулась на сцену, работая в труппе Николая Садовского в Киеве. Несмотря на тяжелые времена революций и войн (1917-1920), когда она была вынуждена обменивать театральный гардероб на еду, София Тобилевич не покинула театр. В 1920-1921 гг. выходила на сцену Нового драматического театра имени Ивана Франко под руководством Игната Юры.

В конце 1920-х гг. София Тобилевич вернулась на Хутор Надежда, чтобы восстановить разрушенную усадьбу.

Она дожила до глубокой старости, оставив после себя значительное творческое наследие в области театра, фольклористики и мемуаристики.