Бизнес-истории компаний с сильным «геном устойчивости»

01 октября, 2015

Почему одни бизнесы успешны, а другие нет? Что сегодня ожидают потребители, что побуждает их стать адвокатами брендов? Что интересует инвесторов? Мир покорила концепции устойчивого развития — в сентябре на Генеральной Ассамблее ООН было принято 17 целей устойчивого развития. Теперь она завоевывает Украину в рамках национального конкурса СТАЛО, проводимого ГО «Коммуникации для перемен» и Ekonomika Communication Hub при поддержке Программы развития ПРООН в Украине и Глобального экологического фонда (GEF).

Принять участие в конкурсе могли компании из сегмента МСБ, работающие в Украине и имеющие до 250 наемных сотрудников и оборот до 150 млн грн в год. Было получено 105 заявок от предпринимателей из всех регионов Украины.

У всех желающих была возможность порекомендовать знакомых «устойчивых» предпринимателей – зайдя на сайт stalo.delo.ua  и заполнив анкету-рекомендацию.

Для участия в конкурсе  экспертная группа выбрала 83 компании. Их оценивали  по пяти критериям (экономический, экологический, социальный, инновационность и масштабируемость).  Получившие наиболее высокие баллы 50 компаний стали финалистами конкурса, из которых жюри выбрало десятку сильнейших и выделило три спецноминации.

В online проходит «народное голосование» за компанию с самым сильным «геном устойчивости». Выбирайте из 50 финалистов конкурса СТАЛО  — предпринимателей, которые не просто делают деньги, а занимаются бизнесом, который помогает окружающей среде и улучшает качество жизни людей и общин.

Победителей конкурса и народного признания СТАЛО объявят 7 октября. А 15 октября можно принять участие в конференции «НАВЕРНЯКА Sustainability Марафон», где опытные эксперты расскажут, как построить устойчивый бизнеса.

Номинанты

Больше всего среди финалистов —  фермеров и производителей экопродуктов. Бизнес второй самой многочисленной группы связан с электромобилями и биотопливом. Один из их основателей  —  Александр Чалапчий, вызывает  огромное уважение. Он за полученную от государства компенсацию за потерю обеих ног в зоне АТО,  создал бизнес по выпуску экотоплива — брикетов из соломы и пеллет из подсолнечного жмыха, которые в два раза дешевле угля.

Есть и такие уникальные для нашей страны, да и для всего мира, инициативы, как Urban Space 100. Сто человек в Ивано-Франковске, собрав по тысяче долларов с каждого, открыли ресторан, доход от которого намерены тратить на проекты, делающие комфортнее жизнь в их родном городе. Еще один непривычный для  украинцев формат  — популярный в Европе charity store —   реализовали владелицы магазина «Ласка». Это социальное предприятие продает  как подержанные вещи, так и новую одежду от украинских дизайнеров. 41% прибыли идет на поддержку благотворительных фондов.

Dov-9

На бориспольском заводе «Екогума» научились зарабатывать на старых автопокрышках, перерабатывая их в безопасное покрытие для детских площадок. Предприятие «Екопром» систематически занимается разработкой нестандартного технологического оборудования на основе собственных патентов.

Organic Milk стало первым аграрным предприятием в Украине, которое стремится объединить органическое земледелие и животноводство. А Veliki.ua стали первой в Украине компанией, которая предлагает полный спектр услуг для велосипедистов — от приобретения и ремонта техники в прокат велосипедов до организации веломаршрутов и школ веломеханики.

Еще одно «впервые»   —  браслет  от «Линии 24» для пожилых, который следит, чтобы в нужный момент им была быстро оказана помощь. Среди финалистов сеть львовских магазинов «Дідо. Правдива їжа» — площадка, на которой встречаются фанаты фермерских продуктов. К ним смело можно отнести семейную ферму «Бабины козы», которая выращивает племенных молочных коз и делает конкурентные европейские козьи сыры и уникальное козье мыло.

лінія_24_6

Rational Logistics попала в финалисты за разработку программного обеспечения для создания оптимальных маршрутов доставки. Это позволяет маленьким компаниями кооперироваться, рационально использовать один автомобиль на всех, тем самым сократить количество выбросов выхлопных газов. Инновационная программа позволяет уменьшить долю логистики в себестоимости товаров.

Петр Пригара, владелец фермы  «Селиська сироварня» на протяжении 13 лет доказывает, что в Украине могут делать конкурентноспособную продукцию. За его сыром, произведенным по классической швейцарской технологии, выстраивается очередь.  Но это не единственная ценность. У компания —  сильный социальный компонент. В том числе, сыроварня трудоустраивает жителей окрестных сел, где создано много пунктов приема молока от населения.

prigara_10_ok

Владелица агропредприятия «Лыбидь-К» Татьяна Яблонская  десять лет назад не имела никакого отношения к сельскому хозяйству, но кризис 2008 года заставил ее, педагога, и ее мужа открыть собственный бизнес. Сейчас это одноа из немногих  ферм, у которой есть сертификат на производство органических яиц, овощей и фруктов,  и которая может по праву называться предприятим замкнутого цикла. Таких уникальных историй  проектом  СТАЛО собрано полсотни. И у каждой своя «фишка».

Например, компания  «Карпатський каплун», основанная Игорем Филипенко, переселенцем из Крыма, первой среди стран бывшего СССР начала выращивать каплунов, мясо которых считается мировым деликатесом. Это позволяет вывести на украинский рынок новый эксклюзивный товар и получить быстрый возврат инвестиций.

А в Карпатах на вершине горы Мегура расположился абсолютно автономный эко-отель, он полностью обеспечивается за счет местных ресурсов, используются альтернативные источники энергии. В подсобном хозяйстве развивается собственное производство мяса, сыра из козьего молока, проводится сбор ягод, трав, грибов. Или, например, киевская компания «Хемпаер», которая производит утеплитель и строительный материал, используя только четыре натуральные составляющие.

Dov-81

Истории  бизнеса, собранные командой СТАЛО, показывают как разнообразны сферы, где возможно вести устойчивый бизнес. Тот, что способствует  изменениям в стране и обществе.

- Читайте также: 10 идей для создания «зеленого» бизнеса