Непальский обряд чаупади, практика выселения женщин на период менструации, не только признает женщин «нечистыми» на время месячных, вынуждает их каждый месяц уходить из дома и жить несколько дней в сарае, … но и убивает. В ноябре в Непале погибла 26-летняя Дамбара Упадхай, а спустя месяц, два дня назад, 15-летняя Рошани Тирува.
Традиционная практика чаупади основана на представлении о том, что во время месячных женщины становятся «запятнанными». В течение этого времени их социальный статус куда ниже, чем у домашнего животного. Им запрещено есть что-либо, кроме вареного риса и воды, а также заходить в дом и общаться с другими людьми. Особое табу накладывается на прикосновения: считается, что из-за прикосновения девушки население деревни мужского пола обязательно заболеет, а другие женщины станут такими же «нечистыми».
В такой период девушки живут в изгнании, в убежище, которое находится далеко как от самой деревни, так и от воды (чтобы избежать «загрязнения»). В самих укрытиях нет ни теплых вещей, ни предметов гигиены. Спят девушки и летом, и зимой на земляном полу, а единственная крыша сделана из соломы. Предположительно Рошани Тирува задохнулась от дыма, когда развела в своем убежище огонь для тепла. Отец девочки рассказал, что после ужина она легла спать, а на следующий день не ответила на звонок, после чего родители обнаружили ее тело.
Несмотря на то, что практика чаупади запрещена еще с 2005 года, индуисты продолжают следовать этому обряду. Большинство женщин Непала на расспросы иностранных волонтеров объясняют это многовековыми традициями и обычаями. Некоторые из них уже давно смирились с существующим положением вещей. Например, женщины деревни Нарси в интервью журналистке Роуз Джордж рассказывали о том, принимают ситуацию такой и даже привыкли к запрету на средства гигиены: «Мы не носим белья. А чего вы ждали? Мы — люди джунглей». Правда, некоторые делают из старых сари набедренные повязки: «Эта наша традиция. Так делали наши предки, так должны делать и мы». Но когда женщины давали интервью наедине, их тон менялся. Нандакала, жительница все той же Нарси, призналась, что ненавидит эти ритуалы: «Зимой ужасно холодно, летом — жарко. Эти запреты несправедливы. Почему боги нас наказывают? Почему наказывают именно женщин? И что, черт побери, мы можем изменить?»
Чаупади влияет не только на здоровье, социальное положение женщин, но и на уровень образования. Согласно исследованию PlanIndia, проведенному в 2010 году, более 23% жительниц западного Непала и Катманду были вынуждены бросить школу из-за регулярных пропусков занятий на время менструаций. Школьные здания не оборудованы туалетами с возможностью соблюдать необходимую гигиену, к тому же, даже одноклассники и учителя могут подвергнуть девочек остракизму.[traqli_related]
Тем не менее, многие девушки открыто заявляют, что чаупади — унизительный обычай. В интервью Роуз Джордж школьницы в деревне Татопани рассказали ей, что знают — в развитых странах подобных обычаев нет: «В этом нет смысла. Женщины во время родов теряют намного больше крови, но остаются в этот момент в доме. Далее, богини ведь тоже женщины, не так ли? Значит, и у них идет кровь, но никто не выставляет их из храма. Так почему же выгоняют нас?». Но они сами же и озвучивают ответ: «Это все из-за недостаточного уровня образования. Люди верят, что раз это такой старый обычай, значит он обладает определенной силой. Мы мечтаем уехать из этого места. Никогда не становиться домохозяйками! Мы хотим получить образование и свободу. Возможно, получив знания, мы сможем обучать людей и изменить ситуацию».
По материалам: jezebel.com,theguardian.com, myrepublica.com