В условиях кризиса многие говорят, что печатные издания становятся роскошью. Существует мнение, что мы будем покупать бумажные книги ровно до тех пор, пока будет место для их хранения. Но директор издательства «Основи» Дана Павлычко утверждает, что на книжном рынке на долго останется печатное слово, а, значит, останется и профессия издателя. О создании качественного контента, издержках и преимуществах профессии, а также о любви к чтению, — она рассказывает в спецпроекте «Профориентиры».
Кто такой издатель
Очень часто люди думают, что издатель и полиграфист – это одно и то же. Издатель создает контент, а потом отправляет его на полиграфию. Там его печатают и получается книга. Полиграфисты же, в свою очередь, печатают не только книги. Также и автор – это еще не готовая книга, огромную роль играют редактор, дизайнер, технический редактор, консультант – все эти люди работают над тем, чтобы текст превратить в готовый продукт – в книгу. Меня мотивирует работа над книгами, главный месседж нашего издательства: чтение может быть полезным и приносить удовольствие. Это то, во что я верю. Потому возможность создавать уникальный контент для нашего рынка, который несет все эти ценности, приносит огромное удовольствие.
Карьерный путь
Если говорить обо мне, то издательство мне досталось по наследству. Но директором можно стать, развиваясь и совершенствуясь внутри организации. Нужно разбираться и в маркетинге, и в редактуре, иметь чувство вкуса и стиля.
Типичный рабочий день директора издательства
Утром я проверяю почту и планирую свою работу, к 10.00 еду в офис либо на какую-то встречу. Днем у меня совещание с главным редактором, на котором мы обсуждаем планы, продажи. Покупка прав на книги и большинство встреч происходят онлайн. Конечно, есть ярмарки, когда ты можешь подходить к издателям и прямо на месте заключать предварительные договоренности. Мы, например, купили права на книгу «Гордость, предубеждения и зомби», но все же летим в Лондон, ведь очень интересно познакомиться с людьми, создавшими эту серию. Даже в мире онлайн важно живое общение.
Вопросы выбора
Мы всегда издавали нон-фикшн и классику. Это политика издательства, которая существует с 1992 года. Для меня это в удовольствие, я люблю и специализируюсь на нон-фикшне. В обществе сейчас есть запрос на профессиональную литературу, на так называемые селф-хелп: книги по самоусовершенствованию, по бизнесу и менеджменту. Люди нуждаются в хорошей профессиональной литературе. На самом деле, не так уж много хороших книг по экономике, менеджменту, маркетингу существует на украинском языке.
Образование
У меня образование — «Международные отношения» и «Экономика», магистратура – по государственному управлению. Неплохо иметь специализированное образование, но и менеджмент также подойдет, особенно если вы претендуете на организаторскую должность. Для редактора обязательно специализированное образование или филологическое. Он должен быть очень грамотным человеком. И хотя есть корректор, который вычитывает тексты на ошибки, редактору с ним работать и отвечать за качество текста.
Какими качествами должен обладать издатель
В этой профессии очень важна коллаборация. Необходимо уметь коммуницировать с очень разными людьми и уметь налаживать рабочий процесс, в котором задействованы все — от творческих профессий до отдела продаж. Нужно уметь владеть ситуацией и быть организованным в работе, в которой очень много креатива. Открытое сознание и незашоренность безусловно важны для создания такого контента, как книги. Чтобы работать у нас, надо иметь образование, понимание, как устроен издательский процесс. Помимо основных требований к резюме, важен Х-фактор, который дает понимание того, что соискатель любит эту сферу, любит книги и можете комплексно подходить к разным задачам. Наши специалисты – многостаночники. Они должны быть грамотными, разбираться в дизайне и иметь способность решать все поставленные задачи и всплывающие вопросы.
Плюсы и минусы профессии
Вы работаете с книгами – что может быть интереснее! Каждый раз все издательство работает над новой книгой, потому устать или заскучать очень сложно. Вы постоянно находитесь в окружении абсолютно разных интересных эксцентричных людей. Хотя это может стать и минусом — слишком много интересных эксцентричных личностей. К минусам можно также отнести и зарплату, во всем мире это далеко не самая высокооплачиваемая работа.
Я очень нервно отношусь к нашим книгам. Иногда даже боюсь прикасаться к ним. Очень сложно психологически насладиться своим продуктом. Я вижу, что можно было сделать лучше. Некоторые книги не могу даже раскрыть. Я очень педантична в этих вопросах.
Печать или цифра
Бумажные книги не исчезнут. Есть люди, которые читают только бумажные издания. А люди, которые много читают – читают со всех носителей. Электронный же носитель очень удобен для чтения, у меня, например, Kindle всегда с собой. Пока что электронный рынок у нас не развит, но прогресс есть. На украинский рынок вышел Netflix, Apple Music, а значит, есть люди, готовые платить за то, что можно добыть из интернета бесплатно.
Издатель мужчина vs. издатель женщина
Разницы нет. Если рассматривать мировой издательский бизнес, то это 50/50. У меня на работе все женщины, но почти все графические дизайнеры, с которыми мы работаем – мужчины.
Сколько книг прочитывает издатель
Раньше я читала все книги издательства, сейчас уже нет. Это невозможно. Читаю по 1-2 книги в неделю. Честно говоря, начала следить за тем, сколько прочитываю, с Kindle. Книга в 500 страниц — это предположительно 6 часов чтения.
Книга или фильм
Я считаю, что очень классно, если выходит кино. Фильм иногда делает книгу популярной. Взять, к примеру, фильм «Что-то не так с Кевином». Ведь роман стал бестселлером только после успеха кино. Когда выходит фильм, то книгу разметают.
Что почитать будущему издателю
«Не сподівайтеся позбутися книжок», Умберто Эко, Жан-Клод Карьер
The Publishing Business: From p-books to e-books, Kelvin Smith
Беседовала Дария Сухоставец. Фотографии из личного архива Даны Павлычко
-Читайте также: Профессия юриста глазами Оксаны Войнаровской