«Домашки» нет, но она как бы есть: Почему детям в начальной школе не нужны домашние задания

09 марта, 2017
Girl Using Mobile Phone Instead Of Studying In Bedroom Sitting In Chair With Head In Hands

О целесообразности домашних заданий в начальной школе говорили долго. Сторонники домашних заданий с первого класса считают, что без занятий дома ребенок не сможет освоить установленный программой объем знаний, да и вообще, «разболтается».

Придерживаются этой мысли не только некоторые родители, но и многие учителя. Поэтому в большинстве школ Украины, где новой программой домашние задания в младшей школе отменены, их продолжают задавать в виде «доделывания заданий классной работы». Получается, что домашних заданий как бы нет, но они есть. Каковы были аргументы реформаторов против домашних заданий в начальной школе и почему нам стоит добиваться фактической, а не номинальной их отмены?

Эксперимент в отдельно взятой школе

Один директор начальной школы в штате Вермонт Марк Трифилио решил провести эксперимент: учителя вместо домашних заданий просили учеников читать и играть на свежем воздухе. Это предложение было сначала рассмотрено на педсовете в начале года, все 40 учителей проголосовали «за». И не просто «за», а «обеими руками». Педагоги разработали стратегию на каждый день «Без домашних заданий», вот в чем она состоит:

  • Читайте каждый вечер хорошие книги (родители тоже могут вам читать);
  • Выходите во двор играть — имеется в виду игра не с гаджетами;
  • Ужинайте с вашей семьей — помогайте накрывать на стол и убирать после ужина;
  • Ложитесь спать вовремя.

Спустя шесть месяцев эксперимент дал очевидные позитивные результаты. Марк Трифилио говорит, что отмена домашних заданий повысила успеваемость учеников, дала детям время развивать творческое мышление дома и следовать своим увлечениям. Детям даются рекомендованные списки литературы, при этом не нужно заполнять никаких «читательских дневников», которые все равно ведутся как попало. Увидели хорошее в этом эксперименте не только учителя, но и родители. В конце года около 400 родителей были опрошены и подавляющее большинство заявило, что дети стали читать больше и имели больше времени заниматься активными играми или спортом. Лишь небольшая часть родителей высказалась о том, что дети перестали прогрессировать в успеваемости после отмены домашних заданий.

Языком фактов

Исследования, проведенные по данному вопросу, только подтверждают результаты, полученные в этой школе. В 1987 и 2003 годах были проведены исследования, показавшие незначительную или совсем отсутствующую связь между временем, проведенным за домашними заданиями и успеваемостью в начальной школе. Что касается учеников старших классов, то зависимость прямо противоположная: чем больше занимается старшеклассник дома, тем лучше его академические результаты. [traqli_related]

Рішуча. Справжня. Небайдужа.

17 грудня 2025 року у Києві SHE Congress від WoMo об’єднає понад 2000 учасниць та більш ніж 25 спікерок для обміну сценаріями жіночої реалізації. Лідерки бізнесу, ІТ, культури та інших напрямів поділяться досвідом подолання викликів війни, ефективної організації робочих процесів та стратегіями управління.

Забронюйте Вашу участь вже сьогодні!

Харрис Купер, который изучает эффективность домашних заданий вот уже 25 лет, объясняет приведенные выше результаты разницей в когнитивных способностях детей разных возрастов, в первую очередь в их способности к концентрации внимания. Младшеклассников отвлекает среда, в которой делаются домашние задания, поэтому они и не дают желаемого эффекта. Ричард Уокер, профессор педагогики из Университета Сиднея, того же мнения: «Никакой особой пользы от домашних заданий в начальной школе нет, — говорит он. — Для средних классов кое-какая польза есть, для старших классов — 50% успеваемости связано с домашними заданиями, но вот для начальной школы никакой пользы в домашних заданиях нет».

Источник: essentialkids.com

— Читайте также: Прописи и клеточки: Чему действительно стоит учить детей в школе