3 наглядных кейса фасилитации в семье

07 февраля, 2017

Философия фасилитации – это об ответственности и том внутреннем напряжении, которое постоянно возникает на грани между свободой личности делать все, что хочется, и обязательствами перед семьей, соседями, на работе, перед нацией и миром. Это о смелости жить в новом мире, который быстро создается вокруг нас и о смелости участвовать в его создании. Мне кажется, что каждый человек уже является либо может стать фасилитатором, и что философия фасилитации  живет в каждом из нас. Так говорит один из лучших фасилитаторов в мире Билл Степлз.

Для меня фасилитация — это технология развития и изменений. Это альтернатива командно-административной парадигме. Это магия, казалось бы, простых действий и принципов, которая изменяет мир, открывая все, что есть самое лучшее и настоящее – в группе, в каждом из нас, в мире в целом!

Сегодня – о фасилитации и моих семейных кейсах.

Кейс №1

Давным-давно в далекой галактике Лао-Цзы один из величайших китайских философов, живший во времена династии Чжоу, дал превосходное определение фасилитатора много лет назад, сказав следующее: «Лучшим лидером является тот, о существовании которого люди едва догадываются. Мудрый лидер говорит мало, и когда работа сделана и цель достигнута, все остальные будут говорить: «Мы сделали это сами»…

Вот ключевые KPI`s фасилитатора! Именно эти компетенции фасилитационного лидера — мудрость, эмоциональный интеллект, способность быть как бы «позади» людей, вдохновляя, развивая и поддерживая их – я видела в нашей семье, у моей бабушки. Хотя, думаю, если бы она узнала о том, что я подала ее на номинацию фасилитационного лидера, она бы улыбнулась так тонко и мудро, как умела только она.

Дедушка  занимал руководящие должности, редко бывал дома, дети (их было трое) обожали его, и, не дай бог, было огорчить его плохой оценкой или чем бы то ни было, что хоть на йоту не соответствовало его высочайшим требованиям во всем.

Для всех было свое место, ценность индивидуального «я» несомненна и в то же время было создано общее пространство, где от «я» переходили к «мы», и семья, наше общее взаимодействие строились по принципам, как теперь бы сказали в менеджменте, — инклюзивного участия и глубокого уважения. Это не просто слова. Это ценности жизни, ценности фасилитации.

Кейс №2

Макс, мой 8-летний сын, пришел со школы.

— Как дела? — Спрашиваю я.

— Нормально, — отвечает он.

Разговор завершился, так и не начавшись.

Что из «копилки» методов фасилитатора может помочь в этом случае? Конечно, метод сфокусированной беседы — искусство формулировать и задавать вопросы на объективном, рефлективном, интерпретативном и принимающем решение уровнях (аббревиатура ОРИП, соответственно, в кратком варианте названия метода).

Можно спросить, к примеру, так:

— Что больше всего сегодня запомнилось в школе? Что было самым важным сегодня?

А можно и вот так:

— Был ли момент, когда ты был зол? Когда чувствовал радость, вдохновение и прыгал от восторга? Если бы ты рисовал сегодняшний день в школе, как картину, каких цветов взял бы краски?

Если была ссора –  ОРИП в помощь. В его парадигме великолепно конструируется меню вопросов:

  • Опиши пожалуйста, с чего началась ситуация?
  • Когда ты больше всего чувствовал злость, раздражение?
  • Как ты думаешь, отчего возникла эта ссора?
  • Какие выводы ты для себя сделал?
  • Что эта ссора для тебя?
  • Возможно, что-то в подобной ситуации в будущем ты хотел бы сделать по-другому?

Кейс №3

Как говорят гуру фасилитации, на каждых 12 человек обязательно нужен один фасилитатор. Для чего? Вспомните последние разборы кейсов с соседями или в ЖЭК, или семейные советы с участием свекра, свекрови, тестя, тещи – в общем, когда собирается большая греческая семья и вступают в силу подводные камни группового взаимодействия. А теперь поговорим?

— Читайте также: Наталья Еремеева: «Только выход из зоны комфорта поможет вам развиваться»