Ночь. Через полуосвещенный шумный туннель спешит человек, у которого в руках кожаный портфель. Перед входом в официальное здание, он, не останавливаясь надевает головной убор католического священника – красную дзукетту. Поправляя ее в лифте, он заметно нервничает, его лоб – сплошные морщины. Двери лифта открываются, и священник оказывается в коридоре с мраморными стенами. По красной ковровой дорожке, он спешит к двери в конце коридора, которая ведет в помещение, наполненное людьми.
Тревога, висящая в воздухе, усиливается с каждым шагом священника и достигает своего апогея в момент, когда он наконец оказывается в комнате, посредине которой стоит кровать. На кровати лежит величественный старик, его глаза закрыты. С обеих сторон кровати он окружен четырьмя кардиналами, стоящими перед ним на коленях. Один из них отвечает на немой вопрос вновь прибывшего священника словами: «Он с Богом».

О чем
Таким образом, практически, без слов, словно фигуры на шахматной доске, расставляются герои для художественного киноповествования о процессе избрания Римского папы. Как только с руки старика снимают «кольцо рыбака», один из атрибутов Римского папы, и произносятся слова «Папа умер, его трон свободен», комната умершего папы опечатывается красной печатью. И только затем, на фоне белого болоньевого мешка, куда помещается тело умершего папы, появляется название фильма, написанное огромным шрифтом на весь экран: КОНКЛАВ.

В течении двух часов, зрителям предоставляется возможность заглянуть за кулисы Ватикана и не только стать свидетелями таинственного процесса, но и прочувствовать накал борьбы между основными кандидатами, у каждого из которых есть свои скелеты в шкафах. Не стоит забывать и монашек, которым «Бог также дал глаза и уши».
Конклав: история создания
Фильм «Конклав» (Conclave (Великобритания, США, 2024, детективный триллер) снят немецким режиссером Эдвардом Бергером по одноименной книге английского писателя Роберта Харриса.

После успеха фильма «На Западном фронте без перемен», который в 2023 году был награжден Оскаром как лучший иностранный художественный фильм, Бергер решил на этот раз обратиться к жанру альтернативной истории.
Хотя, фильм и книга основаны на исторических традициях и реальных правилах избрания Римского папы, сами герои при этом выдуманы. Но выдуманы, а главное, сыграны так талантливо, что иногда во время просмотра об этом напрочь забываешь. Тем более, что немногие из нас могут назвать хотя бы одного реального из 235 кардиналов, которые принимают участие в конклаве.

Для того, чтобы в Сикстинской капелле прозвучала фраза «habemus papam» — «у нас есть Папа», необходимо, чтобы кандидат, а ими могут быть все голосующие кардиналы, набрал 2/3 голосов.

Кстати, так как Ватикан никогда не дает разрешения на съемки фильма на своей территории, то Сикстинскую капеллу пришлось строить заново, а для знаменитого потолка, расписанного Микеланджело, даже сгенерировали компьютерную копию.

Актеры
Несмотря на то, что картина увлекает своим почти детективным развитием сюжета и воистину величественной обстановкой, в которой оно происходит, главным достижением в ней, безусловно, являются блестящие актерские работы. Благодаря им, картина отлично смотрится и при повторном просмотре.

Английский актер Ральф Файнс сыграл в фильме главную роль. Именно его кардиналу Лоуренсу, которого зрители видят в самом начале картины, выпадает ответственность за проведение Конклава. Сам он переживает кризис веры и потому его не интересует высшая должность. Перед началом Конклава он призывает помнить о том, что уверенность является смертельным врагом единства и толерантности:
«Там, где есть уверенность, там нет сомнений. В отсутствии сомнений, нет места чуду. А без чуда нет веры».
Ральф Файнс создает удивительно тонкий портрет человека сомневающегося, который в то же время стремится сделать все от него зависящее для того, чтобы во главе церкви оказался достойный человек.
Лоуренс поддерживает прогрессивного американского кандидата кардинала Беллини, которого сыграл американской актер, Стэнли Туччи. Главным противником Беллини является консервативный итальянский кандидат кардинал Тедеско, сущий дьявол в кардинальской мантии. В этой роли снялся известный итальянский актер Серджио Кастеллитто. На трон претендуют также канадский кардинал Трамбле, в его роли снялся американский актер Джон Литгоу и нигерийский кардинал Адейеми, которого сыграл английский актер Люсиан Мсамати.

За всем происходящим внимательно следит сестра Агнес. Изабелла Росселини, которая выросла в Риме и училась в католической школе, хорошо знакома с монахинями. Может быть именно поэтому, ей удалось создать такой запоминающийся экранный персонаж, что несмотря на то, что ее героиня произносит за весь фильм всего несколько фраз, уже сейчас понятно, что 72-летняя актриса, несомненно, будет номинирована на Оскар как лучшая актриса второго плана.

Поворот сюжета
Следует упомянуть еще одного актера, который сыграл роль архиепископа Бенитеса, служащего в Афганистане. Также как его герой, о существовании которого было мало кому известно, Карлос Диес, создавший его уникальный портрет на экране, также был никому не известен. Хотя бы потому, что актером он стал сравнительно недавно, после того как много лет проработал архитектором. И это тоже можно рассматривать как чудо, ведь после этого фильма, у него наверняка будет очень много интересных предложений. Диес создал героя, ответственного за один из самых крутых твистов в истории кинематографа.



























































































































































































Но не только этим поворотом интересен фильм. Более всего он интересен аллегорией на современный мир и вопросом о перспективе его развития. Если в одной из речей, произнесенной в картине о том, что «церковь, это то, что мы будем с ней делать» заменить слово «церковь» на «мир», то возможно представить себе, что именно хотели сказать ее создатели, рассказывая эту увлекательную историю.