История женского белья: от корсета до спортивного бюстгальтера

Одежда, предназначенная для поддержания груди, существует с давних времен. Римская мозаика IV века изображает женщин, носящих бюстгальтеры в стиле бандо, так называемые строфиумы. В индийской пьесе того же периода упоминается, что ее героиня носит что-то удивительно похожее.

«Никто не изобрел корсет или бюстгальтер», – говорит Валери Стил, директор Музея в Институте технологий моды. «Они были разработаны в разных местах, и многие люди на протяжении многих лет получали патенты, улучшая или изменяя их дизайн».

По мере того как менялась мода, менялось и нижнее белье. Иногда в моде была более плоская грудь — как в эпоху династии Мин в Китае (1368–1644), когда женщины делали грудь плоской с помощью дудоу, или в Америке и Европе в «ревущие двадцатые», когда бюстгальтеры были вдохновлены прямыми фигурами. В другие времена в моде были изгибы – бюстгальтеры Bullet Bra и Wonderbra 1950-х и 1960-х годов.

Вот 14 поворотных моментов в эволюции бюстгальтера.

1500-е – начало 1900-х годов: корсет

Корсет властвовал на протяжении веков, особенно в Европе. В Средневековье оба пола носили одежду, которая минимизировала талию, хотя корсет в том виде, в каком мы его знаем сегодня, стали носить преимущественно женщины.

К 1500-м годам они приобрели более или менее ту форму, которую будут принимать в течение следующих 500 лет: ткань, армированная сплошными полосами, или «стаями», изготовленными из твердых материалов, таких как рог, китовый ус или дерево (позднее заменены металлом и синтетикой), плотно зашнурована.

Форма корсетов изменялась по мере эволюции «идеальной фигуры» для женщин, хотя акцент на узкой талии, подчеркивавшей грудь и бедра, был самым стойким. В начале 20-го века несколько предприимчивых носителей корсетов начали вырываться на свободу, увлекая за собой моду, а вместе с ней и своих коллег-женщин.

Digital для жінок: від ідеї до кар’єри

Відкрий для себе нові можливості з Women in Tech 2025. Освітня програма об’єднує провідних експертів, практичні модулі та натхненне ком’юніті, щоб допомогти українкам розпочати шлях у digital-професіях чи власному бізнесі. Старт уже 4 вересня!

1869: Гермини Кадоль создает «Corselet Gorge»

В том году, когда над Парижем поднялась Эйфелева башня, появилась еще одна не подчиняющаяся конвенциям конструкция: первый современный бюстгальтер. Французская изобретательница Гермини Кадоль, устав от неудобных корсетов, разрезала один из них на две части: верхнюю часть, поддерживавшую грудь с помощью бретелей, и вторую, нижнюю, для поддержки талии.

Она представила свое изобретение на Всемирной выставке 1900 года в Париже под названием «bien-être», то есть «благополучие», а до 1905 года продавала верхнюю часть отдельно как «soutien-gorge» — термин, который до сих пор используется для описания бюстгальтеров во французском языке.

3 ноября 1914 года: Мэри «Полли» Фелпс Джейкоб патентует бюстгальтер

Американскую светскую львицу Мэри «Полли» Фелпс Джейкоб на изобретение вдохновила неисправность гардероба (когда перед балом корсет продирал ее платье, она вместе со служанкой заменила жесткое белье на нечто более гибкое: два носовых платка, сшитые вместе и перевязанные социальной лентой. запатентовала свой «бюстгальтер без спинки» под названием «Caresse Crosby» в 1914 году.

1914-1918: Первая мировая война побуждает женщин отказаться от корсетов

«Влияние Первой мировой войны действительно повлекло за собой появление бюстгальтера, — говорит Лора Фогт, куратор отдела образования Национального музея и мемориала Первой мировой войны. «Женщины начали работать в военной промышленности, производить боеприпасы. В корсете этого делать нельзя».

Помимо изменения требований к женщинам производство корсетов сократилось еще по одной практической причине: нормирование в военное время. По данным NPR, 28 000 тонн стали было перенаправлено по производству корсетов на американские военные нужды (это хватило бы для построения двух линкоров).

1916: Эдгар Гуггенгайм патентует бюстгальтер бандо

По образцу подвязки scultetus, простой дизайн бандо, состоящий из полоски ткани, плотно натягивающейся на грудь, был разработан, чтобы выровнять грудь в соответствии с модным стилем «лоскутного» бюстгальтера.

1930: Создание размеров чашек

Пожалуй, самым важным событием, которое улучшило посадку бюстгальтеров, было введение градуированных размеров чашек. До этого момента производители не имели возможности различать размер и объем груди.

Существуют споры по поводу того, кто первым ввел размеры чашек. В 1932 году Formfit представила три размера чашек: малый, средний и полный. Компания S.H. Camp&Company использовала теперь повсеместно распространенные размеры A, B, C и D еще в 1932 году.

Середина 1940-х: нейлон демократизирует нижнее белье

На Британской промышленной выставке 1947 нейлоновое белье рекламировали как «красоту и революцию». Легкий нейлон заменил более тяжелые и более дорогие ткани, такие как хлопок и атлас, сделав бюстгальтеры и корсеты более удобными и доступными. Поскольку нейлон не подходил для ручного шитья, мода на белье ручной работы из шелка, атласа и крепдешина закончилась. Нижнее белье стало по-настоящему демократичным.

1941-1950: Бюстгальтер «Bullet Bra» или «Cone Bra»

В 1941 году компания Perma-Lift выпустила бюстгальтер «Bullet Bra». Конусообразные чашечки были сформированы с помощью концентрических швов, что приводило к острой точке над каждым соском. Пик популярности пришелся на 1950-е годы, когда девушки, вдохновленные такими кинозвездами, как Джейн Рассел и Мэрилин Монро, носили конусообразные бюстгальтеры под облегающие свитера, подчеркивающие их фигуры.

1947: Фредерик Меллингер изобретает мягкий бюстгальтер

После Второй мировой войны американская мода на бюстгальтеры начала опережать европейскую по двум причинам: популярность голливудских фильмов и быстрое восстановление Америки после военных лихолетий.

Венгерско-американский портной Фредерик Меллингер, основатель Frederick’s of Hollywood, вернулся со службы в армии, вдохновленный плакатами девушек в стиле пин-ап своих однополчан. В 1947 году он изобрел бюстгальтер на косточках. Хотя использование прокладок для увеличения размера груди не являлось новой идеей, именно в эту эпоху они стали массово производиться. Существовал даже пневматический вариант, который женщины могли надувать до желаемой полноты.

1950: Тренировочные бюстгальтеры

Если еще в 1920-х годах компании, производившие корсеты, ориентировались на молодых девушек как на будущих покупателей, то в 1950-х годах бэби-бум привел к всплеску маркетинга, ориентированного на подростков. Продавались тренировочные бюстгальтеры, которые стали что-то вроде посвящения для юных девушек.

1958: Джозеф Сильверс патентует «спандекс»

В 1958 году химик Джозеф Сильверс из компании DuPont запатентовал лайкру (эластан), также известную как спандекс. В отличие от резины или проволоки его изобретение могло растягиваться до пяти раз от начальной длины, сжиматься до начальной формы и не терять своей эластичности. Не менее важна была его долговечность: Лайкра выдерживала пот, лосьон и стиральный порошок.

Синтетика дала женщинам комфорт, поддержку и мобильность. Бюстгальтеры перестали быть просто аксессуарами для тела.

1964 год: бюстгальтер Wonderbra

Бюстгальтер Wonderbra канадской дизайнер Луизы Пуарье был настолько сложным, что в его создании было задействовано более 50 выкроек. Вместо того чтобы просто полагаться на мягкую подкладку, бюстгальтер Wonderbra от Canadelle намеренно поднимал грудь, чтобы создать более широкое декольте и иллюзию большего размера чашек. Бюстгальтер Wonderbra снова стал популярным в 1990-х годах благодаря противоречивой кампании Hello Boys с участием супермодели Евы Герциговой.

1965 год: Бюстгальтер без бюстгальтера

Изготовленный из прозрачного нейлона с эластичной отделкой, бюстгальтер «no bra» 1965 года от Руди Гернрайха создавал иллюзию того, что на его владелице вообще нет бюстгальтера, но при этом обеспечивал минимальную поддержку. Мода 1960-х предпочитала все натуральное — если у вас была худощавая фигура, как в супермодели Твигги.

1977: Спортивный бюстгальтер

В 1977 году 28-летняя бегунья Лиза Линдал столкнулась с проблемой недостаточной поддержки груди во время бега. Она экспериментировала с эластичным бинтом и бегом без бюстгальтера, но наконец остановилась на обычном бюстгальтере на размер меньше.

Эта проблема была не только личной для Линдал, но и отражала общую тенденцию того времени, когда спортивная одежда для женщин была ограничена и не отвечала их потребностям. Ее опыт стал одним из толчков к развитию индустрии спортивной одежды для женщин, которая впоследствии начала создавать специализированные бюстгальтеры и другую одежду, обеспечивающую необходимую поддержку и комфорт на занятиях спортом.