Соня Рашкован: «Иногда ввязаться в драку важнее, чем ее выиграть»

24 октября, 2018

В киевской школе я много участвовала в самоуправлении: в начальных классах была руководителем класса, потом представителем класса в совете старшеклассников, в шестом классе — помощником президента школы. Я получила интересный опыт и очень хотела применить его в американской школе.

В американских школах выборы проходят с третьего класса и затем повторяются каждый год осенью. В прошлом году я выборы пропустила – они были через месяц после того, как я пришла в школу: я еще не знала о проблемах студентов, а они не знали меня. Я не попала в школьное самоуправление осенью, но весной меня выбрали в студенческий совет всего образовательного округа (county), в котором как community partnership director я представляю сразу 40 средних школ и помогаю решать их проблемы через фандрайзинг и поиск спонсоров. Но я все равно хотела участвовать в выборах своей школы. И вот прошел год, пришло время новых выборов.

В целом выборы организованы следующим образом: сначала сами студенты должны захотеть куда-то баллотироваться. Шестиклассники и семиклассники делегируют по три человека в школьный совет, а восьмиклассники (самые старшие в средней школе) должны выбрать президента школы, вице-президента и казначея. Эти позиции могут занимать только восьмиклассники и за них голосуют только восьмиклассники. Если вы захотели быть избранным, то должны заполнить специальные формы, в которых вы и ваши родители расписываетесь в обещании того, что общественная жизнь не навредит учебе. А затем вы принимаете правила предвыборной кампании: нельзя раздавать конфеты, значки, жвачки или какие-либо подарки за ваше голосование. Также нельзя плохо говорить о конкурентах – главное, для чего мы в самоуправлении, — эффективно работать вместе, а не затемнять репутацию друг друга. Так что — только честная борьба!

Я решила участвовать и вместе с другими потенциальными кандидатами пришла в конце сентября на установочную встречу с канцлером, который отвечает за выборы. Затем мы заполнили формы, отправили свои биографии и нас зарегистрировали как участников школьных выборов. С этого момента у нас была неделя, чтобы подготовить свою программу, агитационные плакаты, рекламную речь, и потом нам давалась неделя на агитацию.

Изначально я думала идти на вице-президента и была уверена, что у меня хорошие шансы быть избранной. Но потом я узнала, что на пост президента претендует только один ученик — очень популярный мальчик, который был в самоуправлении с третьего класса. Он дважды был президентом начальной школы, в шестом и седьмом классе автоматом избирался в студенческое самоуправление школы, а также занимал пост вице-президента того совета округа, в который я попала в этом году. В прошлом году он даже не проводил кампанию, так как знал, что за него и так проголосуют. С первого дня 7 класса я удивлялась, что во время ланча вокруг него сидят все мальчики, и у них даже есть очередь, кто с ним сидит на какой неделе. Он был настолько популярен, что никто не решился выдвигать против него свою кандидатуру в этом году.

Рішуча. Справжня. Небайдужа.

17 грудня 2025 року у Києві SHE Congress від WoMo об’єднає понад 2000 учасниць та більш ніж 25 спікерок для обміну сценаріями жіночої реалізації. Лідерки бізнесу, ІТ, культури та інших напрямів поділяться досвідом подолання викликів війни, ефективної організації робочих процесів та стратегіями управління.

Забронюйте Вашу участь вже сьогодні!

Мне не понравилась такая ситуация. В принципе я против отсутствия выбора, я за основы демократии: нас, как минимум, этому учат в теории в школе. Вот мне и захотелось попрактиковаться в демократии. Да и не хотелось, чтобы мальчишка только из-за своей популярности и без кампании прошмыгнул на пост президента.

И я решилась выдвинуть свою кандидатуру, чтобы составить ему конкуренцию и заставить его хотя бы начать борьбу и что-то делать для школы.

Мои родители и друзья меня в этом поддержали. Мои шансы не были большими по сравнению с ним, но я ввязалась в эту борьбу.

В первую очередь (еще до официальной предвыборной кампании) я провела соцопрос о том, что детям не нравится в школе: и в Instagram, и за ланчами мне рассказывали о проблемах поддержки LGBTQ+ community, этнических меньшинств, детей, находящихся на спецобучении, работы библиотеки. В целом было интересно послушать идеи о school climate. Оказалось, что мне обучение давалось легче, чем многим другим. На основании этих идей я набросала основные тезисы своей кампании. Чтобы не давать обещания, которые не смогу сдержать, я пошла к директору школы, чтобы он смог подтвердить/утвердить мою программу.

Официальная предвыборная кампания длится всего шесть рабочих дней: с пятницы по следующий понедельник, после чего вторник — день выборов. За шесть дней было необходимо: познакомиться/пообщаться с максимальным количеством учеников, чтобы заручиться их поддержкой; подготовить и развесить плакаты; записать минутную предвыборную речь на местной радиостанции. Как назло, мои родители уехали на две недели, и как результат бабушка помогала клеить плакаты, а на младшем брате я тренировалась произносить предвыборные речи. Хорошего места для агитационных плакатов в школе оказалось очень мало, так как они не держатся на стенах, то их можно было вешать только на двери. Количество дверей ограничено, а количество наиболее «проходимых» дверей (где твой плакат увидит большинство учеников) — тем более.

Я попросила разрешения администрации школы, и в первый день предвыборной гонки пришла в школу затемно – около семи утра, развесила плакаты в самых «козырных» местах. Я не надеялась на плакаты конкурента, потому что он их никогда не делал, и победу получал почти даром. Я была очень приятно удивлена, когда на четвертый день увидела его плакаты по всей школе.

Я гордилась собой – я была первой, кто заставил его переживать за исход выборов. Он активно рекламировал себя, а значит мне надо было работать еще больше.

Со своих карманных денег на сайте я заказала предвыборную футболку с лозунгом #VoteForSonya. Наверное, это оказалось даже более действенным, чем плакаты – ко мне начали подходить школьники и просили дать им футболку, чтобы они тоже могли за меня агитировать (оказалось, что не только мне не нравилось отсутствие выбора и не сменное самоуправление). Подарив футболки, я могла бы визуально увеличить количество моих сторонников – это была гениальная идея. Но мы же помним, что правила запрещают раздачу подарков. Вариант продажи футболок тоже не понравился администрации, так что мне осталось только одно – каждый день ходить в школу в этой футболке и служить саморекламой.

Ролик на радио был главным местом представления своей программы всем ученикам, так как перед выборами ролик крутили студентам во всех классах. Я решила донести основные идеи своей программы, но уместить ее в 1 минуту было действительно сложно. Мой конкурент большую часть своей речи просто шутил.

Испытанием для меня было также узнавать новых людей. Каждый день я сидела с новыми людьми на ланче и подходила к каждому столу, чтобы говорить о своей программе. Всего надо было обойти около 500 человек. Сначала я подходила только к девочкам, думая, что мальчишки точно будут поддерживать моего конкурента. Фактически я надеялась на «девичью солидарность» тех из них, кто не был влюблен в моего конкурента. Наверное, это была правильная тактика, ведь в школах всегда есть лидеры мнений — популярные девочки, от которых зависит мнение многих, кто хочет дружить или дружат с ними.

Я рискнула и написала самой популярной и узнаваемой девочке в 8 классе, что я была бы рада ее поддержке. До этого она была первым человеком, кому я написала во время соцопроса, и ее некоторые идеи поставила в свою программу. В итоге она записала «историю» в Instagram, и я получила поддержку от ее подруг. Но каково было мое удивление, когда еще два популярных мальчика в 8 классе начали за меня агитировать: стало казаться, что за меня было очень много людей, но, скорее всего, они были просто очень громкими. Джонни, один из мальчиков, кричал: «Vote for Sonya!» в коридорах, на ланче и в спортзале. Сначала я себя чувствовала не комфортно, а потом поняла, что любая реклама работает.

Во вторник, в день выборов, предвыборные ролики кандидатов показывались всем студентам, и затем каждый из учеников должен был под своей учетной записью электронно проголосовать за одного из кандидатов. После выборов ко мне многие подходили и говорили, что голосовали именно за меня. А мой конкурент в этот день на своей странице в Instagram написал «Good luck, Sonya!» Я очень надеялась выиграть, но… в итоге выборы я проиграла. Как изначально говорил мой папа, это не самое главное. Главное, какой путь я прошла на этих выборах и чему научилась. А научилась я следующему:

1. Надо не бояться заявлять о себе

Я не знаю сколько раз я сказала: «Vote for Sonya», эта фраза мне уже снилась. Все восьмиклассники узнали обо мне, а многие и поддержали. И теперь на следующих выборах меня уже будут знать все в лицо. «Vote for Sonya!» стал определенным брендом на ту неделю.

2. Надо не бояться знакомиться с новыми людьми

Люди, к которым я боялась подойти, оказались не такими страшными, а наоборот, открытыми к новым знакомствам. В итоге я нашла много друзей, и много узнала об их интересах и проблемах.

3. Надо не бояться бросать вызов [traqli_related]

Особенно тем, кто сильнее вас. Я горжусь тем, что стала единственной среди всех восьмиклассников, кто не побоялся выйти против самого популярного мальчика. Я была первым человеком, который заставил его работать над программой. И он точно знает, что я буду контролировать то, что он делает.

4. Не стоит верить в абсолютную популярность

Я нашла многих людей, которые недолюбливали моего конкурента. Иллюзию его популярности создавали 30 очень громких мальчиков, которые всегда были рядом. Да, это сыграло свою роль в этот раз, но только потому, что я новенькая в школе.

5. Иногда ввязаться в драку важнее, чем ее выиграть

Мне кажется, что я ввязалась в эту драку надолго. И я не планирую сидеть сложа руки – по результатам выборов руководство школы пригласило меня в студенческое самоуправление, и мой следующий проект – трансформация школьной библиотеки.

Фото из личного архива Сони Рашкован

Услышать больше историй от украинских подростков вы сможете на всеукраинской конференции уникальных тинейджеров «Завтра__» 24 ноября в Киеве.

Программа мероприятия

 — Читайте также: 13 выводов 13-летней украинки за год жизни в США