Лиз Гилберт: «Если вы считаете, что кто-то, кроме вас, в этом мире ответственен за вашу жизнь, перестаньте»

Писательница Элизабет Гилберт рассказывает о том, какие уроки она извлекла из своей бедной юности и почему недостаток денег не стал препятствием в творческой карьере.

История об официантке

В начале 1990-х я была еще никем не опубликованным автором, живущим в Нью-Йорке. Я была простой официанткой. Я работала в дешевом итальянском кафе в Гринвич-Виллидж. Из всех моих работ эта — единственная, которую я искренне ненавидела. Но не потому, что обслуживать столики было ниже моего достоинства. Наоборот, я несколько лет выполняла эту работу и она мне нравилась. Нет, я ненавидела свою работу, потому что управляющие ресторанчиком были очень злые люди. Вся обстановка в заведении была агрессивной и нечестной. Все, кто работал в ресторане, были несчастливы и угнетены, и как я ни старалась, я ни с кем не могла подружиться: ни с коллегами, ни с клиентами. Но платили хорошо, график был удобный, а это значило, что я могла продолжать писать.

Я жила на Ист-Вилледж в квартире, окно которой выходило на глухую кирпичную стену соседнего дома. У меня были двое соседей по квартире, которые очень любили вечеринки. Я как раз рассталась со своим парнем. Машины у меня, конечно, не было, а деньги, которые мне давали как чаевые, еле-еле покрывали аренду жилья.

История о начинающем авторе

В тот год я мечтала попасть на знаменитый воркшоп для авторов Bread Loaf Writing. Школа эта находилась в горах Вермонта, в кампусе колледжа Middlebury. Это был шанс для меня поучиться у авторов, уже известных публике, пообщаться с литературными агентами и издателями. И это был бы шанс поработать над моими рассказами вместе с другими начинающими авторами, найти среди них единомышленников. И самым лучшим было бы то, что шесть недель в горах Вермонта — это не шесть недель в самом пекле нью-йоркского лета. Но вот незадача: я не могла себе позволить заплатить за курс в Bread Loaf. Я не могла даже начать собирать на оплату, настолько это была немыслимо высокая для меня цифра. Я могла рассчитывать лишь на получение одной из всего двух стипендий, которые школа предлагала в том году. И если бы меня приняли на стипендиальной базе, то я должна была бы отработать жилье и питание, работая там официанткой (какая ирония судьбы!). То есть, я должна была бы обслуживать других начинающих авторов, которые были достаточно богаты, чтобы заплатить за курс.

Нет проблем. Я несколько недель шлифовала свое письмо с заявлением на стипендию. Я очень хотела туда попасть. Я помню, что мое письмо-презентация заканчивалось фразой: «Возможно, я не самый лучший автор, претендующий на место, но я гарантирую, что лучшей официантки вам не найти». Я была уверена, что они возьмут меня только из-за одной этой фразы! Но меня не приняли. И что же я сделала дальше? Я не поехала. Я не поехала в Bread Loaf по той же причине, по которой я не записалась в магистратуру, не путешествовала по Европе, не жила в отдельной квартире — потому что это было мне не по карману.

Рішуча. Справжня. Небайдужа.

17 грудня 2025 року у Києві SHE Congress від WoMo об’єднає понад 2000 учасниць та більш ніж 25 спікерок для обміну сценаріями жіночої реалізації. Лідерки бізнесу, ІТ, культури та інших напрямів поділяться досвідом подолання викликів війни, ефективної організації робочих процесів та стратегіями управління.

Забронюйте Вашу участь вже сьогодні!

Я осталась в Ист-Виллидж тем жарким летом, я смотрела из окна на чертову кирпичную стену, слыша, как напиваются и занимаются сексом мои соседи, я продолжала работать в том токсичном ресторане со злыми хозяевами и… я продолжала писать. Я никогда не прекращала писать. И знаете, какое чудесное событие произошло в конце того года? Никакого. Не произошло абсолютно никакого чуда. В конце того года, как и в его начале, я все так же была неопубликованным автором и работала официанткой. И все так же не могла позволить себе Bread Loaf. И они все так же не хотели меня в своем кампусе, даже в качестве официантки.

История о писательнице

Я хочу, чтобы вы уловили вот что: я никогда не прекращала писать. У меня сегодня в доме есть несколько ноутбуков, забитых написанным в те годы. Многие из тех рассказов появились в моей первой книге «Пилигримы». Я считаю, что те годы были самым плодотворным и важным периодом во всей моей творческой жизни. Это было время, когда я полностью сфокусировалась на том, чтобы овладеть этим ремеслом. В основном я творила в маленькой комнатке, смотревшей на глухую стену соседнего дома, — и за эти усилия ни наград, ни перспектив мне не предвещалось. Никому не было дела до содержимого этих ноутбуков, кроме меня. Я даже не припомню, чтобы я когда-то ожидала от кого-то интереса. Я просто продолжала писать. Но потом я нашла свой путь к тому, чтобы стать писательницей, я нашла другие средства и возможности. [traqli_related]

Я и сегодня не держу зла на хороших людей, которые управляют школой писательского мастерства Bread Loaf Writing Workshop в штате Вермонт. Им надо было заниматься своим бизнесом, а дать мне то, чего я хотела (просто потому что я этого хотела) — это не входило в задачи их бизнеса. Творить мою судьбу как писателя — это моя обязанность, а не их. Но тогда я этого не понимала. Если вы считаете, что кто-то, кроме вас, в этом мире ответственен за вашу жизнь, перестаньте. Пусть ничто не останавливает вас в вашей работе.

— Читайте также: Велика магія: Ще більше натхнення від Елізабет Гілберт