Михаил Семенко (1892–1937) – одна из самых ярких, провокативных и, к сожалению, трагических фигур в украинской культуре ХХ века. Он стал основателем и теоретиком украинского футуризма, а его творчество принадлежит когорте писателей, объединенных понятием «Расстрелянное возрождение». Семенко бросил вызов архаической литературе, внеся в украинскую поэзию урбанистические мотивы, эстетику машины, скорости и динамизма.
Жизнь и творческий путь
Родился Михаил Семенко 31 декабря 1892 в селе Кибинцы на Полтавщине. Его мать, Мария Проскуровна, была писательницей, что, безусловно, повлияло на выбор сына. Учился в Хорольском реальном училище, а позже — в Петербургском психоневрологическом институте, но литературные эксперименты вскоре поглотили его.


Рождение футуризма:
1913 год стал определяющим: Семенко издал свой первый поэтический сборник «Prélude» и окончательно обратился к идеям футуризма — авангардному направлению, воспевающему будущее, науке, технике, городу и требующему радикального обновления искусства.
В 1914 году он вместе с братом Василием и Павлом Ковжуном основал первое футуристическое объединение, выступая под экзотическими именами: Михаил, Базиль, Павль.
Затем Семенко провозгласил теорию панфутуризма (1922 г.) и основал ассоциацию «Аспанфут» (Ассоциация панфутуристов), а затем — объединение «Новая генерация» (1927–1931), которое издавало одноименный журнал. Семенко стремился создать «сверхискусство», выходящее за рамки классических форм и соответствующее индустриальному времени.
Вклад в культуру:
Михаил Семенко модернизировал украинскую лирику, введя урбанистическую тематику («Город», «Осень», «Поход»), смелые эксперименты с формой стиха (разрывы строк, введение неологизмов, отсутствие традиционной рифмы). Его лозунг «футуроруб на девственных лесах украинской литературы» ярко отражал желание «рубить» старые традиции.
Кроме поэзии Семенко активно работал в сфере кино. Он был одним из основателей Всеукраинской ассоциации революционного кино (ВУАРК) и редактором журнала Кино, где публиковал свои кинокритические статьи, стремясь поднять украинское кино до уровня мировых образцов.
Личная жизнь и трагическая смерть
Личная жизнь Семенко была такой же динамичной, как и его творчество. Его отношения были полны страстей и эмоциональных взрывов. С первой женой, Лидией Горенко, писатель расстался. Самым известным стал его брак с выдающейся украинской актрисой Наталией Ужвой. Познакомившись в Одессе, Семенко убедил ее сниматься в кино. В этом браке родился сын Михаил (1927 г. р.). Несмотря на их разлуку в 1936 году этот союз двух гениев своей эпохи был знаковым для украинской художественной среды.


Трагический финал:
Михаил Семенко жил в знаменитом харьковском доме «Слово», который стал символом эпохи расстрелянного возрождения. В 1930-х годах началась волна сталинских репрессий, которая не обошла стороной и футуриста-бунтаря.

Арест: 26 апреля 1937 года, после творческого вечера в Киеве, Семенко арестовали органы НКВД. Его обвинили в «контрреволюционной деятельности».


Смерть: После жестоких пыток и «признаний» в октябре того же года, 23 (или 24) октября 1937 года, Михаил Семенко был расстрелян в подвалах Октябрьского дворца (бывший Киевский институт благородных девушек, где проводились расстрелы). Похоронен он в братской могиле в Быковнянском лесу.
“Я не умру от смерти – я умру от жизни…”, – писал поэт в 1917 году.

Так оборвалась жизнь поэта, который стремился строить «сверхискусство» нового мира, но стал жертвой тоталитарной системы, уничтожившей цвет украинской культуры. Его творчество, на долгие годы извлеченное из литературного процесса, остается важным и непревзойденным вкладом в украинскую модерную поэзию.



