Наоми Кэмпбелл, икона моды, перевернувшая фэшн-индустрию, отметила свое 55-летие. Ее путь к вершине был полон как триумфов, так и вызовов, но именно она помогла изменить представление о красоте в мире моды.

Родилась Наоми Кэмпбелл 22 мая 1970 года в Южном Лондоне. Ее воспитывала мать, танцовщица ямайского происхождения Валери Моррис, которая гастролировала по миру. Детство Наоми прошло в Италии. Уже восемь лет девочка впервые появилась на публике, снявшись в клипе Боба Марли «Is This Love». С трех лет она занималась хореографией, посвятив танцам 13 лет жизни.

В 1986 году, во время прогулки по лондонскому району Ковент-Гарден, Наоми, тогда еще студентку Академии театрального искусства, заметила модельный скаут Бет Болдт. Через несколько месяцев темнокожая девушка уже красовалась на обложке британского Elle.

В 1987 году она подписала контракт с Elite Model Management и начала сотрудничать с одним из крупнейших французских брендов Yves Saint Laurent. Дебют на подиуме состоялся в том же году на показе весна/лето Марка Джейкобса.

Борьба с расизмом и путь к признанию
В начале своей карьеры Кэмпбелл неоднократно сталкивалась с расизмом. В 1988 году она пожаловалась Иву Сен-Лорану на редакторов французского Vogue, отказывавшихся цветным моделям, мотивируя это тем, что «их кожа не привлекает покупателей». Кутюрье пригрозил отозвать рекламу, если Кэмпбелл не возьмут на обложку. В августе 1988 года она стала первой темнокожей моделью на обложке французского Vogue в его истории, а уже через год, в сентябре 1989 года, впервые появилась на обложке американского Vogue (сентябрьский выпуск традиционно считается самым важным в году).



«Тогда к нам относились не так, как к белым моделям. Несколько раз меня пытались впитать в костюм горничной во время съемки. В этой сфере царило неравенство», — вспоминала модель.
В январе 1990 года обложкой британского Vogue стала знаменитая фотография Питера Линдберга, на которой Наоми Кэмпбелл появилась вместе со всемирно известными манекенщицами Кристи Тарлингтон, Линдой Евангелистой, Синди Кроуфорд и Татьяной Патиц.

К этому времени Кэмпбелл уже сотрудничала с Versace, Valentino, Roberto Cavalli, Dolce & Gabbana. Ее снимали лучшие мастера модной индустрии – Линдберг, Херб Риттс и Брюс Вебер. Среди супермоделей девушка выделялась не только цветом кожи, но и харизмой, а также знаменитой «походкой пантеры».





Эра супермоделей и другие таланты
Кэмпбелл вошла в историю как ключевая фигура эры супермоделей, к которой также относятся Синди Кроуфорд, Линда Евангелиста, Клаудия Шиффер и Кристи Тарлингтон. Часто к ним также относятся Татьяна Патиц и Кейт Мосс, однако именно эта пятерка стала культурным феноменом и символом эпохи, переосмыслившей стандарты гламура. Их коллективное влияние вышло за пределы подиумов: в 1990 году они появились в клипе Джорджа Майкла «Freedom! 90», а в 1995-м — в рекламе Versace, снятой Ричардом Аведоном.

В 1994 году модель попробовала себя в новом амплуа и выпустила R&B-альбом «Baby Woman», который, правда, занял лишь 75 место в чартах Великобритании. Лучшим синглом стала композиция «Love and Tears», поднявшаяся к 40-й строчке.

В целом альбом подвергся критике, что стало толчком к созданию премии Naomi Awards, посвященной худшему музыкальному выступлению года, — своеобразной пародии на BRIT Awards. В 1990-х Кэмпбелл отметилась небольшими ролями в комедиях «Рапсодия Майами», «Девушка №6» и «Болдун», а также появилась в эпизоде сериала «Нью-Йорк под прикрытием».



В 1997 году Кэмпбелл стала первой темнокожей манекенщицей, когда-либо открывавшей показ Prada. В интервью Playboy в конце 1990-х она признавалась, что работает много, тяжело и «стоит каждого заплаченного цента».



В 1999 году модель подписала свой первый контракт с Cosmopolitan Cosmetics, подразделением Wella, в рамках которого выпустила несколько фирменных ароматов. В 2019 году заключила соглашение с NARS Cosmetics.

Вызовы, благотворительность и признание
Карьера Наоми Кэмпбелл не раз омрачалась скандалами: ее регулярно обвиняли в оскорблениях и применении насилия. Первый громкий инцидент произошел в 1998 году, когда она бросила телефон в лицо ассистенту. Дело удалось урегулировать вне суда, но в 2000-х обвинений стало больше.

К 2006 году восемь сотрудников и партнеров выступили с заявлениями об издевательствах с ее стороны. В 2008 году Кэмпбелл была приговорена к 200 часам общественных работ за нападение на полицейских в лондонском аэропорту Хитроу и объявлена персоной нон-грата в British Airways.

На фоне скандалов супермодель начала терять контракты с агентствами, а также пристрастилась к запрещенным веществам. В 1999 году Кэмпбелл легла в реабилитационную клинику, где прошла курс лечения от наркотической и алкогольной зависимости. Как позже признавалась манекенщица, она начала употреблять наркотики в 1994 году. После выхода из клиники Кэмпбелл судилась с британским таблоидом Daily Mirror, опубликовавшим отчет о ее зависимости.

Пресса объясняла вспышки гнева Кэмпбелл давлением со стороны фэшн-индустрии и личными проблемами. За супермоделью закрепилось прозвище Черная Пантера не только благодаря ее красоте и грации, но из-за эксцентричного характера. Кэмпбелл прошла курсы по управлению эмоциями, публично извинилась за свои поступки и сосредоточилась на благотворительности. В 2010 году она пожертвовала российским детям более 1 миллиона долларов через основанный ею фонд Neon.



В 2013 году Кэмпбелл запустила кампанию «Коалиция разнообразия», направленную на увеличение количества темнокожих моделей на подиумах. Вместе с Иман Абдулмаджид и Бетен Хардисон она адресовала открытое письмо руководящим органам фэшн-индустрии в Нью-Йорке, Париже, Лондоне и Милане, заявив о дискриминации цветных манекенщиц. В течение следующих пяти лет количество темнокожих участниц на Неделях моды по всему миру выросло на 40%.


В том же году Кэмпбелл стала наставником в реалити-шоу «Глянец» (The Face), посвященном модельному бизнесу. Проект длился два сезона. В 2018 году Совет модельеров Америки назвал Кэмпбелл иконой стиля за вклад в фэшн-индустрию и филантропическую деятельность. Спустя год звезда подиумов получила такое же признание и от Британского модного совета. В июле 2022 г. она была удостоена почетной докторской степени Университета творческих искусств за влияние на мировую моду.

В 2005 году супермодель основала благотворительную организацию Fashion For Relief, проводившую модные показы и аукционы, собирая средства для жертв природных катастроф и глобальных кризисов. Так, например, в 2005 году проект поддержал пострадавших от урагана «Катрина» в США, в 2010 году — от землетрясения на Гаити. Организация помогала в борьбе с COVID-19 и поддерживала беженцев в сотрудничестве с ООН. Кэмпбелл привлекала к благотворительным показам и вечерам звезд первой величины — Канье Веста, Джастина Бибера, Джейн Фонду, Пэрис Хилтон и многих других. В общей сложности организация собрала более 4,5 миллионов фунтов стерлингов.


В 2024 году стало известно, что фонд тратил большую часть денег не на благотворительность, а также незаконно использовал бренд Детского фонда ООН (UNICEF) при сборе средств на мероприятиях. Попечителей лишили права заниматься благотворительностью на сроки от четырех до девяти лет, саму Наоми Кэмпбелл отстранили на пять лет.

Первенец Кэмпбелл появился, когда звезде подиума было уже 50 лет. Дочь супермодели родилась с помощью суррогатной матери в мае 2021 года, а сын в июне 2023-го. После второго ребенка Кэмпбелл заявила, что «уроки прошлого сделали его сильнее». В том же году Apple TV+ выпустил документальный минисериал «Супермодели», где она раскрыла задел своей карьеры. В июне 2024 года в Музее Виктории и Альберта в Лондоне открылась выставка NAOMI in fashion, посвященная истории жизни и творчества Наоми Кэмпбелл.






















