Так получилось, что мои старшие дети с января 2017 года учатся экстерном и не ходят в обычную школу. Точнее так: не ходят в школу учиться — делают это дома. В школу сдают контрольные. Это 9-й класс.
Когда мы принимали это решение, я совершенно не переживала — ну нет в этом трагедии. И сверхвызова тоже нет. Я точно знала, что не буду погружаться по локоть в организационные вопросы. Что буду время от времени помогать там, где не получается.
Собственно, так все и получилось. Но не так.
1. Дети не умеют планировать свое время сами
Ни стратегически (распределить 48 контрольных и столько же собеседований по календарю оказалось на практике непростой задачей). Ни тактически (в течение дня). Домашнее обучение — это когда за тебя никто не организовывает график. И ты вынужден научиться это делать. Договариваться с педагогами о датах собеседований. Распределять нагрузку. ПЛАНИРОВАТЬ. Но сильно не сразу — мы до сих пор достаем год. И с огромным участием с моей стороны.
2. Дети плохо работают с текстами
Но отлично заходят видео, тесты и аудиокурсы. Домашнее обучение подтолкнуло детей искать и находить крутейший тематический контент. Аудиокниги по истории я слушаю взахлеб. И по химии. И по биологии. Здесь мое участие было равно нулю, скорее напротив, я стала пользоваться их находками. Сейчас у нас под рукой шикарная библиотека школьного контента. Преимущественно российского, на поверку. Особенно по естественным наукам.
Книги по истории:
Історія України: зародження української нації
Видеоканалы:
Онлайн-курсы:
Краткое содержание литературных произведений
Курсы по истории, литературе, искусству, антропологии
3. Критически не хватает навыков запоминания информации
Поиска и синтеза информации. Вообще умения организовать процесс учебы. Здесь еще много работать, и это самый большой вызов. Единственное, что помогает, — скорочтение.
4. По математике, физике, химии, английскому и немецкому мы позвали педагогов
Сами не смогли. И педагог сделал невозможное — влюбил моего старшего ребенка в математику. А Соню — в химию. Молодые, нового поколения педагоги, есть. У них горят глаза. Они — звезды. Никто из них не работает в школе.
5. Чем больше детям нравится педагог, тем больше они любят предмет
Точка. Линейная зависимость. Это просто важно понять и принять.
6. Они совершенно не скучают по прежней школе
И очень жалеют школьных педагогов, которые устали, скучные, не любят свою работу. И если в школе ничего не изменится, то детей туда будет ходить все меньше.
7. У них появилось много времени для спорта и творчества
Просто потому, что они стали сами планировать дни, они сделали правда крутые расписания. В которых находится время всему.
8. Худшие из учебников за 9-й класс — история Украины и География
Ад. Совсем.
9. Аудиокниги — мощь
Есть абсолютные шедевры.
10. За эти полгода они повзрослели и стали самостоятельными
А мы с ними стали ближе. И это — важнейший апсайд. Я бы сказала, бесценный. Ни на секунду не жалею, что мы пошли на это — сложный, важный и абсолютно подошедший нам опыт. Но и что не сделала этого раньше — тоже не жалею. В самый раз.
Я знаю, что есть новые, другие школы. Моя третья дочь учится в одной из таких. Но мы со старшими детьми пока не вернемся.