Не помогать маме, а быть папой: Как избавиться от культуры неравенства

28 ноября, 2019
Young mother is holding her crying baby daughter on her hip while trying to load the washing machine.

Примерно в 60% семей с двумя родителями, имеющих детей в возрасте до 18 лет, оба родителя работают полный рабочий день. Но кто, в таком случае, остается дома, когда дети болеют? Интересно, как руководитель отреагирует на заявление подчиненного-мужчины, который скажет, что ему нужно утром задержаться, чтобы отвезти ребенка к педиатру?

По умолчанию

Печальная правда заключается в том, что по умолчанию во многих компаниях и семьях работа мужчины ценится больше, чем работа женщины, даже если нет никаких существенных различий в их профессиональных обязанностях или оплате труда. Это приводит к возникновению стереотипов в профессиональном мире о том, что основная обязанность женщины – заботиться о семье. А это, в свою очередь, может негативно сказаться на успехе женщины в карьере и ее продвижении наверх.

Согласно анализу долгосрочных данных об использовании времени, проведенном Pew Research Center (1965–2011), отцы в парах с двумя работающими родителями уделяют уходу за детьми значительно меньше времени, чем матери. Мужчины выполняют в два раза больше работы по дому, чем раньше (в среднем от четырех часов в неделю до около 10 часов), но в этом все еще сохраняется значительный дисбаланс.

Это не просто проблема между супругами; это проблема культуры на рабочем месте . Во многих офисах папы по-прежнему открыто говорят о том, что у них есть семейные обязанности, которые требуют их внимания. Однако, в тоже время, есть глубокое повсеместное убеждение о том, что все семейные кризисы, в первую очередь, должны решать мамы.

Не редкая ситуация – женщина выходит на работу после декретного отпуска, муж по какой-то причине остается дома с ребенком. Сколько звонков за день получит женщина? Как минимум, один в час и это при хорошем раскладе. Она не может помочь реальными действиями своему мужу, но он все равно ей звонит по малейшему поводу. Как следствие – внимание женщины разрывается на две части, что значительно снижает ее продуктивность.

Рішуча. Справжня. Небайдужа.

17 грудня 2025 року у Києві SHE Congress від WoMo об’єднає понад 2000 учасниць та більш ніж 25 спікерок для обміну сценаріями жіночої реалізації. Лідерки бізнесу, ІТ, культури та інших напрямів поділяться досвідом подолання викликів війни, ефективної організації робочих процесів та стратегіями управління.

Забронюйте Вашу участь вже сьогодні!

А если наоборот?

Представим обратную ситуацию – мужчина уходит на работу, женщина остается дома. Сколько раз она позвонит мужу с уточняющими вопросами по поводу ухода за ребенком? Ну, может быть, один раз, чтобы попросить купить подгузники и детскую смесь. И то, если у нее, действительно, не будет возможности сходить в магазин и купить это все самой.

Таких историй масса. В еще одном исследовании Pew Research Center 47% работающих родителей согласились с тем, что мамы берут на себя больше работы, когда ребенок заболевает. Кроме того, женщины гораздо чаще, чем мужчины (27% к 10%), увольняются с работы по семейным обстоятельствам.
Конечно, в каждой семье вопросы распределения обязанностей решаются по-своему и никто не может указывать им, как и что делать. Речь не об этом, а о сохраняющейся многие годы культуре неравенства, которая работает даже тогда, когда у супругов схожие или идентичные профессиональные обязанности. Это важная проблема для всех. Мужчинам пора понять, что быть хорошим отцом – это значит не просто помочь работающей маме, а взять на себя равные обязанности по уходу за ребенком. Как это сделать на практике?

1. Сформируйте для себя более высокие ожидания в роли отца. Вы – родитель, а не няня

Узнайте, кто ваш педиатр и как с ним связаться. Разработайте резервный план для доставки ребенка к врачу и действий в чрезвычайной ситуации. Не ожидайте, что ваша жена сама справится со всеми этими невидимыми задачами. Воспитание детей требует усилий и подготовки к неожиданному. Как и в других сферах жизни, способ обрести уверенность – это учиться на практике. Мамами не рождаются, ими учаться быть, собственно, так же, как и папами.

2. Относитесь к своему партнеру так, как вы бы хотели, чтобы относились к вам

Миллион раз каждый из нас слышал, как мужчина, находящийся в командировке говорил своей жене по телефону что-то вроде: «У меня важная встреча. Что ты хочешь от меня?». Однако, когда роли меняются, мужчины звонят бесконечное количество раз при первых признаках неприятностей с ребенком (даже если этих неприятностей в принципе не намечается). Мужчины, когда вы отвечаете за детей, делайте то, что сделала бы ваша жена: разберитесь в ситуации и сделайте то, что нужно.

3. Если вам нужно позаботиться о своих детях, не ищите оправданий, связанных с тем, что у вашей жены меньше рабочих задач или больше умений в уходе за детьми

Речь идет о том, что в стандартных ситуациях считается, что для мамы дети – это первый приоритет, а для папы – второй. Вы должны заботиться о своих детях не меньше, чем это делает их мама. Признайте, что у вас есть личные обязанности. Помните, что вы подаете пример своим сыновьям и дочерям. Поступайте правильно.

4. Как руководитель, поддерживайте и женщин, и мужчин, когда у них возникают непредвиденные ситуации

Никто не любит и не хочет срывов, но в жизни случается всякое – каждый может столкнуться с тревожным телефонным звонком от няни, школьной медсестры или пожилых родителей. Поддержка сотрудников в таких ситуациях – это не признак слабости лидера, а признак его человечности и эмоционального интеллекта.

5. Не ведите счет домашних дел и не отслеживайте время

Часто в семьях происходят дебаты на тему того, кто и что сделал по дому – кто последний менял подгузник, кто помыл очередную тарелку… Каждый вносит свой вклад в общую жизнь семьи. Вместо того, чтобы считать подгузники и тарелки, задумайтесь, все ли здоровы и хороши выспались, нравится ли вам находится в обществе друг друга, как вы можете друг друга поддержать и помочь.
В семье, как и в бизнесе, нужно уделать внимание не усилиям и затратам, а результатам и эффективности. Это способ сохранить импульс для достижения общих целей.

 

Источник: lifehack.org