От школы знаний в школу компетенций: 12 лет за партой

14 декабря, 2016
A multi-ethnic group of elementary age children are sitting in the computer lab and are using the computers to surf the web. One girl is practicing her typing on the keyboard.

Кабинет министров Украины одобрил Концепцию реализации государственной политики в сфере реформирования среднего образования Новая украинская школа, которая предусматривает 12-летнее обучение в школе. Во время заседания правительства министр образования Лилия Гриневич заявила, что согласно последним исследованиям, именно изменений в среднем образовании хотят 76% украинцев, а состоянием нынешней школы довольны лишь 10% родителей и 15% учителей: «Мы должны перейти от школы знаний в школу компетенций. Это означает, что мы должны выделить необходимое ядро знаний и научить детей реально с этими знаниями работать. Это изменение хорошо иллюстрирует метафора: можно читать на скорость, а можно читать с пониманием. Школа компетенций — это чтение с пониманием».

Министр считает, что изменение подходов и введение новых методик преподавания ради получения новых качественных результатов обучения в школе потребует от учащихся и педагогов больше времени и сил. Такие изменения в рамках 11-летки, без ущерба здоровью детей и повышения интенсивности обучения, осуществить невозможно: «Чтобы помочь детям успешно выбирать профиль дальнейшего обучения и направление своего жизненного развития, нам нужна 3-летняя профильная школа, то есть 12-ый год. За счет повышения качества среднего образования на большинстве специальностей бакалавриата мы можем сделать 3-летнее обучение». В результате структура новой школы будет выглядеть так:

12-letka

А вот что она будет представлять из себя:

1. Формула новой школы

1. Новое содержание образования, основанное на формировании навыков, необходимых для успешной самореализации в обществе.

2. Педагогика теперь будет основана на партнерстве между учеником, учителем и родителями.

3. Мотивация учителя, который имеет свободу творчества и развивается профессионально.

4. Ориентация на потребности ученика в образовательном процессе.

5. Сквозной процесс воспитания, который формирует ценности.

6. Новая структура школы, которая позволяет хорошо усвоить новые знания, которые пригодятся не только в профессии, но и в жизни.

7. Децентрализация и эффективное управление, что позволит школе быть реально автономной.

8. Справедливое распределение публичных средств, которое обеспечит равный доступ всех детей к качественному образованию.

2. Образование будет направлено на формирование у детей ключевых компетенций:

Умение говорить и выражать мысли на государственном и родном (при различиях) языке. Изучение иностранных языков. Математическая грамотность, которую можно применять не только на уроках математики, но и в жизни. Информационно-цифровая компетентность. Способность к поиску новых знаний, приобретению новых навыков, организации учебного процесса. Общекультурная грамотность. Экологическая грамотность и здоровая жизнь. Предприимчивость. Компетентность в естественных науках и технологиях. Социальная и гражданская компетентность.

1

3. Педагогика партнерства

Нова школа будет работать на основах «педагогики партнерства», в ее основе — общение, взаимодействие и сотрудничество между учителем, учеником и родителями, которые объединены общими целями. В ее рамках будут использоваться методы преподавания, основанные на сотрудничестве (игры, проекты, эксперименты, групповые задания и так далее).

4. Новая роль учителя и автономия школы

В первую очередь учителю будет предоставлена академическая свобода. Он сам сможет готовить собственные авторские учебные программы, выбирать учебники, методы, стратегии и способы обучения. Также он будет изучать личностно ориентированный и компетентностный подход, управление образовательным процессом, психологию групповой динамики. В связи с этим, роль учителя трансформируется, и теперь он будет не просто источником знаний и единственным наставником, а коучем, тьютором, модератором в индивидуальной образовательной траектории ребенка.

5. Ориентация на ребенка

Новая украинская школа будет работать на базе личностно ориентированной модели образования. В рамках нее школа должна будет учитывать способности, потребности и интересы каждого ребенка. Процесс обучения будет организован с учетом навыков 21 века и должен соответствовать индивидуальному стили и темпу ребенка. В обучении будут учтены возрастные особенности физического, психического и умственного развития ребенка. Появится возможность обучения в разновозрастных предметных и межпредметных группах.

6. Новая структура

Реформа подразумевает изменения структуры средней школы, чтобы максимально учесть физические, психологические и умственные способности ребенка каждого возрастной группы. Структура будет следующей:

  • начальное образование (4 года);
  • базовое среднее (5 лет);
  • профильное среднее, которое можно будет получать в лицеях и учреждениях профессионального образования (3 года).

Источник: mon.gov.ua

— Читайте также: 11 лучших школьных систем мира