Кабинет министров Украины одобрил Концепцию реализации государственной политики в сфере реформирования среднего образования Новая украинская школа, которая предусматривает 12-летнее обучение в школе. Во время заседания правительства министр образования Лилия Гриневич заявила, что согласно последним исследованиям, именно изменений в среднем образовании хотят 76% украинцев, а состоянием нынешней школы довольны лишь 10% родителей и 15% учителей: «Мы должны перейти от школы знаний в школу компетенций. Это означает, что мы должны выделить необходимое ядро знаний и научить детей реально с этими знаниями работать. Это изменение хорошо иллюстрирует метафора: можно читать на скорость, а можно читать с пониманием. Школа компетенций — это чтение с пониманием».
Министр считает, что изменение подходов и введение новых методик преподавания ради получения новых качественных результатов обучения в школе потребует от учащихся и педагогов больше времени и сил. Такие изменения в рамках 11-летки, без ущерба здоровью детей и повышения интенсивности обучения, осуществить невозможно: «Чтобы помочь детям успешно выбирать профиль дальнейшего обучения и направление своего жизненного развития, нам нужна 3-летняя профильная школа, то есть 12-ый год. За счет повышения качества среднего образования на большинстве специальностей бакалавриата мы можем сделать 3-летнее обучение». В результате структура новой школы будет выглядеть так:
А вот что она будет представлять из себя:
1. Формула новой школы
1. Новое содержание образования, основанное на формировании навыков, необходимых для успешной самореализации в обществе.
2. Педагогика теперь будет основана на партнерстве между учеником, учителем и родителями.
3. Мотивация учителя, который имеет свободу творчества и развивается профессионально.
4. Ориентация на потребности ученика в образовательном процессе.
5. Сквозной процесс воспитания, который формирует ценности.
6. Новая структура школы, которая позволяет хорошо усвоить новые знания, которые пригодятся не только в профессии, но и в жизни.
7. Децентрализация и эффективное управление, что позволит школе быть реально автономной.
8. Справедливое распределение публичных средств, которое обеспечит равный доступ всех детей к качественному образованию.
2. Образование будет направлено на формирование у детей ключевых компетенций:
Умение говорить и выражать мысли на государственном и родном (при различиях) языке. Изучение иностранных языков. Математическая грамотность, которую можно применять не только на уроках математики, но и в жизни. Информационно-цифровая компетентность. Способность к поиску новых знаний, приобретению новых навыков, организации учебного процесса. Общекультурная грамотность. Экологическая грамотность и здоровая жизнь. Предприимчивость. Компетентность в естественных науках и технологиях. Социальная и гражданская компетентность.
3. Педагогика партнерства
Нова школа будет работать на основах «педагогики партнерства», в ее основе — общение, взаимодействие и сотрудничество между учителем, учеником и родителями, которые объединены общими целями. В ее рамках будут использоваться методы преподавания, основанные на сотрудничестве (игры, проекты, эксперименты, групповые задания и так далее).
4. Новая роль учителя и автономия школы
В первую очередь учителю будет предоставлена академическая свобода. Он сам сможет готовить собственные авторские учебные программы, выбирать учебники, методы, стратегии и способы обучения. Также он будет изучать личностно ориентированный и компетентностный подход, управление образовательным процессом, психологию групповой динамики. В связи с этим, роль учителя трансформируется, и теперь он будет не просто источником знаний и единственным наставником, а коучем, тьютором, модератором в индивидуальной образовательной траектории ребенка.
5. Ориентация на ребенка
Новая украинская школа будет работать на базе личностно ориентированной модели образования. В рамках нее школа должна будет учитывать способности, потребности и интересы каждого ребенка. Процесс обучения будет организован с учетом навыков 21 века и должен соответствовать индивидуальному стили и темпу ребенка. В обучении будут учтены возрастные особенности физического, психического и умственного развития ребенка. Появится возможность обучения в разновозрастных предметных и межпредметных группах.
6. Новая структура
Реформа подразумевает изменения структуры средней школы, чтобы максимально учесть физические, психологические и умственные способности ребенка каждого возрастной группы. Структура будет следующей:
- начальное образование (4 года);
- базовое среднее (5 лет);
- профильное среднее, которое можно будет получать в лицеях и учреждениях профессионального образования (3 года).
Источник: mon.gov.ua