Обучение детей финансовой грамотности по возрастам: 12–14 лет

Мы уже разбирались в том, что какие знания о финансах должны иметь дети до 5 лет,  6-8 лет и 9-11.

В этом возрасте подростки:

—          уже понимают, что деньги – это средство для комфортного благоустройства, но еще не понимают, что «комфорт комфорту рознь»;

—          уже понимают концепцию сохранения денег;

—          учатся планировать краткосрочные расходы;

Рішуча. Справжня. Небайдужа.

17 грудня 2025 року в Києві SHE Congress об’єднає власниць бізнесу, керівниць, медійних і культурних діячок, волонтерок. Під слоганом «Рішуча. Справжня. Небайдужа» учасниці поговорять про вибір, який формує майбутнє, команди та суспільство. На сцені SHE Congress кожна історія рішучості є важливою — про кроки в бізнесі й кар’єрі, освіті й комунікаціях, спорті й здоров’ї, благодійності та волонтерстві. І навіть про ті рішення, на які ще не наважилися — адже це теж частина шляху.

Забронюйте Вашу участь за найкращими умовами!

—          не способны самостоятельно планировать свои расходы в рамках общего семейного бюджета;

—          не способны планировать долгосрочные расходы.

Мы практически полностью переходим от игр к практике, все больше погружая подростков в мир «взрослых денег».

Карманные деньги в 12–14 лет

  • Избегайте наказания деньгами за плохое поведение или проступок. То, что ребенок заработал за свой результат или накопил из карманных расходов, должно оставаться у него – это его собственность!
  • Не стоит вовлекать детей в обсуждение тех финансовых вопросов, которые к ним напрямую не относятся («где мы возьмем нужную сумму на выплату кредита?»). Дети могут неосознанно ощутить чувство вины за финансовые тяготы в семье (ведь часть расходов идет непосредственно на ребенка, в том числе его карманные деньги), отчего будут испытывать стресс и подавленность. Однако очень желательно вовлекать ребенка в обсуждение тех вопросов, на которые он может повлиять (на чем мы вместе можем сэкономить?).
  • Нельзя обещать ребенку определенную сумму на карманные расходы или на его сбережения для запланированной покупки, если нет уверенности в такой возможности. Лучше пообещать меньше, а в итоге дать больше, особенно как бонус за дополнительный результат.